Царева Е.Н.

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ПЕЧАТНАЯ КНИГА XVIII В.

Старообрядческая печатная книга является обширным, чрезвычайно богатым, но малоизученным пластом русской культуры. Староверы создают свою собственную книжную школу, давшую русской культуре замечательные произведения литературы. XVIII в. это время наибольшего интеллектуального подъема в старообрядчестве и староверческой книжности. В тот период создаются экономические и политические предпосылки для возникновения старообрядческого книгопечатания. Сокращение фонда дониконовских изданий в связи с износом в процессе обращения, целенаправленная политика правительства по их изъятию, трудоемкость воспроизводства книг путем переписки, заставили староверов искать пути к печатному способу изготовления книг.

Первые положительные результаты в деятельности раскольников на этом поприще, относятся к первым годам XVIII в. Началом староверческого книгопечатания принято считать 1701 г., когда была выпущена первая неисправленная книга в послереформенный период “Часовник”. В выходных данных в качестве места издания указан Могилев, где существовала единственная типография Богоявленского братства. После публикации нескольких изданий, количество которых едва превышало десяток за тридцать лет, выпуск их прервался и был продолжен только в 70-е г. XVIII в. С этого времени старообрядческое книгопечатание переживает период бурного расцвета, складываются традиции книгопечатания староверов.

В последней четверти XVIII в. старообрядческое книгопечатание приобретает широкие масштабы, количество изданий, выпускаемых каждой типографией, исчислялось десятками. Староверческую литературу выпускали следующие типографии: Могилевского Богоявленского братства, Православного Черниговского, Троице-Ильинского монастыря, Базилинских монастырей: Виленского Свято-Троицкого, Супрасльского Благовещенского, Почаевского Успенского; две гражданские типографии: Королевская в Гродно и П. Дюфора в Варшаве; две собственные старообрядческие типографии в посаде Клинцы Черниговской губернии и типографии, возникшие в результате миграции шрифтового и орнаментального материала одной из Клинцовской типографий.

Распространение старообрядческих изданий шло довольно быстро. Уже в год своего выхода в свет, они оказывались далеко от местонахождения типографий. Была создана система распространения старообрядческих изданий. Часть книг продавалась на месте, крупнейшие партии шли в Москву, к рогожским купцам, которые занимались продажей книг. Практически во всех городах России находились торговцы старообрядческих книг, приобретавшие их даже у посредников на ярмарках.

Состав старообрядческих книг определяли заказчики или книгоиздатели. Учитывался спрос, который диктовался повседневностью староверческой жизни и богослужебной практикой. Многие староверческие издания представляют собой сборники, содержащие разнородные произведения: исторические, полемические, житийные, назидательные и др. Староверы печатали сборники, имеющие прямую связь с древнерусской рукописной традицией, а также создавали новые, либо перепечатывали рукописные сборники, сложившиеся в более ранний период в самой старообрядческой среде. В старообрядческих изданиях были популярны византийские авторы, древнерусские и староверческие писатели, часто встречались и анонимные произведения.

Старообрядческая читательская среда включала крестьян, купечество, мещан и военных. В этой читательской группе существовал индивидуальный творческий характер чтения. Внешнее оформление старообрядческих книг выглядит совершено иным, по сравнению с московскими дореформенными книгами. На их орнаментику большое влияние оказали западнорусские мотивы. Таким образом, староверческие издания следует считать новым типом книг, являющимся в определенной степени и новым элементом восточнославянской книжной культуры в целом. По своему бытованию – это книга русская, а по оформлению синтез традиций западнорусского и восточно-русского книгопечатания. Западнорусская книжность оказала влияние и на содержание старообрядческих книг.

Старообрядческое книгопечатание это закономерное , целостное и важное явление культуры, сложившееся в последней четверти XVIII в. Созданная усилиями староверов печатная книга представляет собой не полное повторение московских дореформенных изданий, а качественно новое и уникальное явление отечественной культуры, отразившее состояние общественно-политической и морально-эстетической мысли старообрядчества XVIII в. Она представляет собой тип книги, синтезировавшей традиции русской, белорусской и украинской книжности.

Hosted by uCoz