Семенюк С.Ю. 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ 
(НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА НАУЧНО-ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
НАРОДНОЙ УКРАИНСКОЙ АКАДЕМИИ)

        В 1996 г. в Народной украинской академии (г. Харьков) на базе вузовской библиотеки был создан Центр научно-гуманитарной информации (ЦНГИ). Основная цель Центра: сбор, переработка информационного потока и подготовка информационных пособий, информационное обеспечение учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов, хранение информации.
От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы Центра, в том числе эффективность использования его фондов.
        Различают два вида библиографического обслуживания – библиографическое информирование (БИ) и справочно-библиографическое обслуживание (СБО). Условно БИ квалифицируют как работу в «активном», СБО – в «пассивном» режиме. Соотношение названных видов обслуживания в библиотеках разных типов неодинаково. Какой вид обслуживания преобладает в Центре сказать трудно, так как выполняемые функции ориентированны на конкретного читателя, при этом используется индивидуальный подход, что на данный момент не характерно для работы библиотек в целом. В 1999 г. был создан отдел «Медиатека», в котором предусмотрены 5 автоматизированных рабочих мест и подключение к сети Интернет. В результате компьютеризации, переплетения инновационных процессов с традиционными возникает ряд новых проблем. Так, при СБО используются не только ресурсы справочно-библиографического фонда, но и электронные ресурсы Медиатеки (созданы и постоянно пополняются четыре БД, которые включают в себя полнотекстовые документы), сети Интернет.
        Библиографическое информирование – один из важных и трудоемких видов библиографического обслуживания. Ведется дифференцированное групповое и индивидуальное информирование. Благодаря обратной связи совершенствуется система ИРИ, в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель полученную информацию, ее точность и полноту. Информирование в режиме ДОР пользуется повышенным вниманием со стороны преподавательского состава академии.
        В основе дифференцированного библиографического информирования как индивидуального, так и группового, лежит знание информационных потребностей пользователей. Эффективность обслуживания абонентов во многом зависит от того, насколько точно соответствует полученная информация запросам. Способ оповещения абонентов довольно тривиальный, но достаточно действенный –по телефону или непосредственное общение с потребителем информации.
        Дифференцированному БИ, особенно индивидуально-личностному, как наиболее эффективному, уделяется большое внимание в Центре. Относительно постоянный состав потребителей информации, стабильность и определенность тематики их профессиональных запросов способствуют развитию дифференцированного БИ и значительно облегчают работу библиографов. БИ выполняется в автоматизированном режиме. Основная задача заключается в том, чтобы регулярно обеспечивать специалистов сведениями о новых документальных источниках информации, необходимых для их профессиональной деятельности.
        В рамках дифференцированного индивидуального БИ применяется и так называемая «кольцевая почта». Отлажено опережающее информирование, в основе которого лежит аналитическое отношение к поступающей информации и хорошее знание проблем, над которыми работает академия в целом и отдельные преподаватели. Значительно облегчает работу библиографа в этом направлении создание в Центре электронных БД. На сегодняшний день их шесть.
        Эффективной групповой формой ознакомления читателей Центра с новыми поступлениями является проведение Дней кафедр. Особенность Дней кафедр состоит в следующем: открытый просмотр первичных и вторичных документов проводится как по профилю кафедры, так и по отдельным темам, заказанным кафедрой, рассматриваются вопросы докомплектования Центра необходимой литературой. На данные мероприятия всегда приглашают студентов-дипломников и аспирантов. Одной из самых «древних» и по-прежнему эффективных групповых форм библиографического информирования остаются выставки и тематические обзоры литературы. При этом практикуется проведение обзоров литературы по просьбам преподавателей.
        В качестве средства дифференцированного массового информирования ежемесячно выпускается «Бюллетень новых поступлений» в печатной и электронной форме, который носит универсальный характер. Сведения о поступивших изданиях (традиционных и электронных) располагаются в систематическом порядке в соответствии с таблицами ББК. Объем бюллетеня в среднем 24 машинописных страницы. В рамках библиографического информирования в Центре проходят презентации научно-исследовательских изданий академии.
В вузе создана локальная академическая сеть, куда регулярно выставляется «Бюллетень новых поступлений». В ней представлены библиографические указатели, подготовленные работниками Центра. Эффективной формой ознакомления пользователей Центра с новыми поступлениями является проведение Дней информации, выставки-просмотры. Периодически в сеть сбрасываются тематические списки литературы, осуществляется также дифференцированное обслуживание руководителей (ДОР).
        В ходе работы Центра происходит постепенное наращивание функциональных задач, совершенствование организации фонда, расширение обслуживания и применение современных информационно-библиотечных технологий в рамках существующих подразделений.
Hosted by uCoz