Струкова Н.Л.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Глобальная сеть Интернет поддерживает разнообразные сервисы и информационные ресурсы, в том числе те, которыми располагают библиотеки. Появившаяся всего несколько лет назад Web-технология стремительно меняет сложившиеся десятилетиями способы хранения и передачи информации. Последнее имеет существенное значение для повышения эффективности существующих и развития новых форм и методов библиотечного обслуживания.

Интерактивная среда Интернет, представляющая собой глобальный виртуальный электронный рынок без каких-либо территориальных и временных ограничений, открывает широкие возможности коммуникационного взаимодействия между участниками информационного обмена. Это повышает значение маркетинговых исследований в этой области. Использование Интернет в качестве одного из инструментов системы маркетинга может оказать значительное влияние на положительный имидж библиотеки и на осведомленность потребителя о предоставляемых ею информационных продуктах и услугах. Библиотека может задействовать ресурсы Интернет в следующих элементах комплекса маркетинга:

1. Рекламирование информационно-библиографической продукции и услуг библиотеки. Набор возможностей рекламы ресурсов и услуг библиотек средствами Интернет включает в себя размещение информации об этих ресурсах на собственном Web-сервере, размещение рекламы на других серверах, рассылка электронных писем; участие в телеконференциях. Особенностью рекламы в Интернет является необходимость осуществления дополнительных действий по проведению рекламы собственного Web-сервера.

2. Поддержка и развитие связи со своей “общественностью”. Под “общественностью” в данном случае понимаются сотрудники, партнеры, пользователи библиотеки. WWW может быть эффективно использована для освещения какого-либо библиотечного события – будь то открытие тематической выставки, реализация нового информационного проекта, проведение конференции и т.п. Посредством Web-технологий могут быть представлены пресс-релизы, статьи, разъяснительные материалы о политике и стратегии библиотеки, получены отклики и оценки общественной реакции на них.

3. Расширение инфраструктуры библиотеки за счет применения Интернет. Это может выражаться в использовании технологии Интернет, как во внутренней, так и внешней инфраструктуре библиотеки.

4. Стимулирование сбыта отдельных информационных продуктов и услуг библиотеки. Поддержка потенциальных пользователей может быть существенно расширена за счет размещения дополнительной информации о предлагаемых продуктах/услугах в WWW и/или реализации механизма дополнительной обратной связи. Важным моментом применения технологий Интернет является возможность анализа статистики доступа к любому блоку информации (весь сервер, страница, набор страниц и т.д.). Появляется еще один механизм поиска абонентов и партнеров на основе обратной связи. Выделяются различные категории потребителей, происходит поиск информации о них. Проявленный интерес является основанием для контакта с абонентами, а критерием проявления интереса может служить объем информации или частота доступа.

5. Проведение маркетинговых исследований. Основные методы и инструменты проведения маркетинговых исследований:

·использование поисковых машин, тематических каталогов Интернет для проведения опросов;

·анкетирование посетителей собственного Web-сервера;

·исследование конференций;

·использование данных опросов, проводимых на других серверах.

Основным элементом маркетинга библиотеки в сети Интернет является ее специализированный Web-сервер, на основе которого решаются все остальные задачи. Можно выделить две основные цели использования сервисов Интернет в маркетинговой деятельности библиотек: получение информации о возможных абонентах, партнерах, спонсорах и представление информации о собственных ресурсах. Для достижения этих целей приходится решать целый ряд задач организационного, информационного и образовательного характера.

Уровень осознания возможностей и применения сервисов Интернет для маркетинга информационных продуктов и услуг библиотек в настоящий момент оставляет желать лучшего. Исправление ситуации во многом зависит от уровня подготовки сотрудников библиотек для работы с информационными ресурсами глобальных сетей. Данный момент является ключевым для маркетинга информационных продуктов и услуг библиотек, так как именно создатели информационно-библиографической продукции определяют цели и задачи разработки WWW-серверов, принимают решения относительно того, какие сведения могут и должны быть представлены для всеобщего пользования, производят анализ функционирования представленных ресурсов с получением выводов и рекомендаций.

С 1998 г. создан и функционирует WWW-сервер ГПНТБ СО РАН, имеющий имя http://info.spsl.nsc.ru. На Home Page сервера представлены общие сведения о библиотеке, ее информационных ресурсах, спектре услуг для потребителя. В части информационного наполнения сервера особое место занимают реализация технологий сетевого информационного обслуживания, предоставление в сеть Интернет электронного каталога ГПНТБ СО РАН и библиографических баз данных как собственной генерации, так и ведущих информационных центров России и зарубежных стран. На домашней странице библиотеки также помещена краткая программа обучения сотрудников: курс лекций и практических занятий (http://info.spsl.nsc.ru/win/Lc/lekcii01.html), дающих общие понятия и навыки работы в Интернет, основы технологии World Wide Web и других сервисов. Важным этапом обучения является освоение способов представления в Интернет собственной информации библиотек. В его рамках изучается методика создания Web-страниц, которые сегодня являются наиболее распространенным видом презентации информации в сетях.

По мере освоения новой среды – Интернет будут совершенствоваться не только формы представления информации, но и средства отслеживания, анализа требований, предпочтений, состава целевой аудитории.

Для расширения круга потенциальных пользователей необходимо осуществлять целенаправленную и постоянную деятельность по популяризации адреса сервера и представленных на нем ресурсов библиотеки, как в самой сети Интернет, так и в других средствах массовой информации.

Сказанное означает необходимость проведения дальнейших исследований возможностей использования существующих и развития новых методов маркетинга на базе ресурсов Интернет в библиотечной практике.

Hosted by uCoz