МЕНЕДЖЕР БИБЛИОТЕКИ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
В последнее десятилетие понятие “менеджер библиотеки”, казавшееся поначалу непривычным и надуманным, стало использоваться в профессиональной терминологии гораздо чаще и уважительнее. Достаточно сказать, что все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профильных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.
Активный интерес к менеджменту отразил насущную потребность библиотек в формировании нового класса специалистов, способных решать сложнейшие задачи переходного периода. Специфика решаемых сегодня задач предопределяет особую роль руководителя библиотеки. Это профессионал-менеджер, достигший такого уровня мастерства, компетентности, морально-личностных качеств, который позволяет ему вносить активный вклад в развитие как библиотеки, так и коллектива. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни – это не просто перечень требований к современному менеджеру, отличающий его от руководителя прежней формации. Это продиктованная объективными условиями жизнедеятельности библиотеки и обоснованная в менеджменте совокупность качеств, позволяющая руководителю обеспечить библиотеке достойное существование и развитие.
При всей очевидности этого положения роль руководителя в системе управления, его профессиональные и личностные качества, способы их обретения являются предметом постоянных дискуссий. Часть директоров, успокоенная востребованностью и сравнительной стабильностью библиотеки, “уходят” от проблем сегодняшнего дня, предпочитают традиционные формы управления и тем самым лишают библиотечную деятельность положительной перспективы.
Другие, наоборот, стремятся “осовременить” библиотеку, огульно внедряют те методы западного менеджмента, которые противоречат принципам библиотечного обслуживания.
Образ менеджера как профессионала, обладающего специальными знаниями в области управления, создается и поддерживается в менеджменте всей системой обучения, разнообразнейших научных исследований, разветвленных информационных сетей, диверсифицированных деловых и консультационных услуг.
Принцип профессионализма руководства родился одновременно с менеджментом и эволюционировал вместе с ним как незыблемое кредо. Даже в ранних концепциях Ф. Тейлора, разрабатывавшихся на “внеменеджерском” уровне, нельзя не отметить поставленную задачу компетентного управления, которое было отделено от производственных операций. Административная (классическая) школа, развивавшая в 20-е гг. общие методологические принципы менеджмента, достаточно строго и определенно указывала на необходимость управленцев высокой квалификации.
В последующих школах и концепциях менеджмента изучались элементы профессиональной деятельности менеджеров: экономические и социальные функции (Э. Мэйо); неформальные моменты осуществления властных полномочий и лидерства (“школа межличностных отношений”); проявление личностных качеств в работе руководителя (“менеджеризм” эмпирической школы).
Современные концепции менеджмента, основанные на стратегическом и инновационном управлении, еще в большей степени сориентированы на профессионализм руководителя. Он складывается из двух сфер деятельности, причем очень непростых. Первая группа задач направлена во внешнюю сферу, где решаются проблемы установления благожелательных контактов с пользователями, административными и финансовыми органами, со смежными структурами, конкурентами. Внутренние задачи менеджера – совершенствование планирования, организация и автоматизация технологических процессов, решение социальных вопросов коллектива. Какова бы ни была теоретическая позиция руководителя, в периоды крупных изменений, как сегодня, ему неизбежно приходится обращаться к принципам стратегического управления.
Созвучен этому профессионализм “инновационного” менеджера. Он катализатор совместной деятельности. Ведет поиск перспективной цели, мобилизует на ее выполнение людей, вырабатывает и изменяет стратегию. Профессионализм инновационного менеджера высокого класса позволяет ему четко ориентироваться во внешней среде и сопоставлять ее изменения с перспективной целью. Преодолевая застой, менеджер-новатор развивает внутренние противоречия (ситуация, в принципе невозможная для руководителя старой формации), опираясь на надежно работающие системы, осуществляет прорыв к новому состоянию.
Таким образом, профессионализм как основа управления признается во всех концепциях менеджмента. Более того, несмотря на существенную специфику применения менеджмента в каждой стране, менеджер-профессионал – категория высшего порядка, обусловливающая международный характер менеджмента. В США менеджмент – профессия массовая, ни в одной стране нет такого числа специальных учебных заведений, готовящих менеджеров. Профессионализм японского менеджера формируется постепенно, методом ротации. Лишь в 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность, но зато на японских фирмах все, вплоть до президента, учатся. В европейских странах зарегистрировано 300 полноценных центров подготовки менеджеров, где большое значение имеет изучение социальных, страновых и международных аспектов управления. Признается, что подготовка, формирование кадров менеджеров в разных странах сближается и по существу, и по методам организации обучения, особенно в последние два десятилетия. Менеджмент как профессия становится поистине интернациональным.