Рыжикова Н.Ю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КОМПЛЕКТАТОРОВ

Успешное развитие библиотеки требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям работ иы нового мышления. В России исследованием профессиональных характеристик комплектатора занималась А. Чачко (1992). В секторе библиотечного фондоведения Российской национальной библиотеки в 1998 г. было начато исследование “Ценностные ориентации комплектаторов библиотек России”. Здесь излагаются его первые результаты.

Термин “ценностные ориентации” введен в научный оборот американским психологом Т. Парсонсом для обоснования теории действия. Система ценностных ориентаций формируется на основе высших потребностей личности в соответствии с социальными условиями, предоставляющих личности возможность реализовать свой жизненный потенциал. Комплекс принципов, определяющий поступки и мысли личности, упорядочивается в процессе оценивания. Ценности операционализируются, образуя систему установок. Ценности отличаются от установок: они более универсальны, менее ориентированы ситуационно. Число ценностей меньше числа установок. Границы между ними размыты.

Для измерения ценностей и ценностных ориентаций разработаны специальные опросники (Олпорта-Вернона-Линдсея, Д. Супера и др.). Мы использовали опросник Рокича и Паркера, который был адаптирован А. Гоштаутасом, А. Семеновым и В. Ядовым для применения в СССР периода 1970-х гг.

Опросник базируется на гипотезе: мало осознать цель, ее надо реализовать. Личность, расставляя целевые акценты, формирует представления о средствах, которыми цель будет достигнута. Ценности-цели названы терминальными, а ценности-средства – инструментальными. В нашем опросе приняло участие 50 комплектаторов из Новгородской и Ленинградской областей, Национальной библиотеки Республики Татарстан, Белгородской и Ярославской областных универсальных научных библиотек. Средний возраст – 41. Пол: 49 женщин и 1 мужчина. Большинство имеют высшее гуманитарное образование.

Главной ценностью названо здоровье, затем интересная работа, семья и материальная обеспеченность, уверенность в себе. Один и тот же средний ранг получили жизненная мудрость, активная, деятельная жизнь, общение с друзьями, совместная жизнь с любимым человеком, познание, общая хорошая обстановка в стране, мир между народами, творчество, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, свобода как независимость в поступках и действиях, общественное признание, красота природы и искусства, удовольствия. На последнем месте – равенство.

Для сравнения – респонденты Ядова поставили здоровье на второе место, на третье – интересную работу, далее – семья, совместная жизнь с любимым человеком, общение с друзьями. У американцев на втором месте свобода, далее равенство, счастье, уверенность в себе, материальная обеспеченность. И в СССР, и в Америке на первое место были поставлены общая хорошая обстановка в стране, мир между народами, что вполне оправданно в то время. Комплектаторы эту ценность поставили на восьмое место. У американцев любовь как ценность занимает 14–15 места, а общение с друзьями – 10 место.

В рамках понятий современного менеджмента считается, что равное распределение досуга и работы позволяет эффективно решать поставленные задачи. Наш опрос показал, что комплектаторы психологически как будто бы не готовы к отдыху. Создается впечатление, что это люди, нацеленные только на работу. Высокие запросы и удовольствия, как подтвердили беседы с комплектаторами, считаются “дурным тоном”. Объяснение можно найти, вероятно, в ограниченности семейных бюджетов, в отсутствии навыков пользоваться удовольствиями.

В тестах профотбора на должности управленцев в различные организации ценность “общественное признание” у опрашиваемого должна занимать не последнее место, ибо ее наличие означает наличие духа соперничества, качества честолюбия и необходимо для карьерного роста. У нас – 11-е место.

Как видите, все пригодные для успешной работы в ситуации сегодняшнего дня ценности-цели, за исключением “уверенности в себе”, комплектаторы поставили в середину рейтингового ряда и ближе к концу. Интересно, что в опросе Ядова “уверенность в себе” не находилась в числе лидирующих. Комплектаторы признают, что эта ценность особенно сейчас им необходима и в работе, и дома, и просто в жизни. Терминальные ценности комплектаторов соответствуют, на наш взгляд, представлениям о жизненных целях граждан России, живущих в переходный период.

Что касается инструментальных ценностей, то здесь очевидного единства во мнениях нет. В исследовании Ядова также выявлено заметное расхождение в оценке ценностей-средств.

На первое место комплектаторы поставили образованность, далее: ответственность, воспитанность, честность, широта взглядов, исполнительность, аккуратность, терпимость, независимость и чуткость, эффективность в делах, жизнерадостность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, рационализм, твердая воля, непримиримость к недостаткам к в себе и в других – “высокие запросы”.

В 1997–1998 гг. сектор библиотечного фондоведения проводил опрос о применении нетрадиционных (“гибких”) форм комплектования в условиях дефицита бюджетного финансирования. На вопрос “Оказывает ли ваша библиотека КТФ и издательствам посреднические услуги в обмен на комплектование издательской продукцией (предложение конкретных книг для переиздания, проведение маркетинговых исследований)?” – типичными ответами были следующие реплики: “С такими предложениями к нам не обращались”, либо “Отсутствуют запрос со стороны фирм и инициатива со стороны библиотекарей”, либо “Такие услуги нам не предлагают”. Налицо выжидательная позиция. Объяснение тому мы находим в изложенных результатах опроса о ценностных ориентациях.

Для того чтобы продуктивно работать в современных условиях, комплектатору необходимы, на наш взгляд, следующие инструментальные ценности: независимость, образованность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. По результатам опроса выяснилось, что все перечисленные ценности (за исключением образованности – 1-е место) комплектаторы “откинули” во вторую половину рейтингового ряда, посчитав их чисто мужскими.

Специалист в области формирования библиотечного фонда должен общаться с большим количеством людей, брать на себя ответственность за принятие сложных решений в минимум времени. На наш взгляд, эффективность в делах должна быть указана в числе приоритетных ценностей, а в нашем опросе она оказалась на 10-м месте.

Осмыслив результаты опроса, мы позволили себе составить словесный портрет типичного современного комплектатора. “Меня очень заботит мое здоровье, это главное в моей жизни. Затем мне необходима интересная работа, которая для меня важнее семьи, так как мысли о семье болезненно связаны с моим материальным достатком. Для достижения моих личных целей мне необходима уверенность в себе, жизненная мудрость, активная жизнь, общение с друзьями. Жизнь с любимым человеком, разумеется тоже важна, но это не самое главное в моей жизни. Что касается хорошей обстановки в стране, сохранения мира между народами, а также познания и творчества – это не всегда удается, но было бы желательно. В чем я совершенно уверена, так это в том, что делать из высоких запросов, равенства, красоты природы и искусства цель существования, нет необходимости. Какими же средствами я буду пользоваться для достижения моих целей в жизни? Безусловно, мне необходима образованность, ответственность, воспитанность, честность и, естественно, широта взглядов. Я не уверена, что эффективность в делах, жизнерадостность и самоконтроль мне желательны, в них нет сильной необходимости. О каких качествах я совершенно не думаю, так это о рационализме и смелости в отстаивании своих взглядов и твердой воле. Эти качества скорее нужны мужчинам. Непримиримость к своим собственным недостаткам необходима, но это больше относится к другим, ибо она, наряду с высокими запросами, противоречит моей профессии”.

Резюме: в сознании современных российских комплектаторов существует противоречие между целями (терминальными ценностями) и средствами достижения этих целей (инструментальными ценностями).

Hosted by uCoz