Пранулис Ю.В.

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕКЕ

(опыт работы ЦБС “Кунцево” г. Москвы)

Завершающее десятилетие ХХ столетия подвело своеобразный итог деятельности российских публичных библиотек в условиях экономики переходного периода. Применение маркетинговой стратегии позволило библиотекам выстоять, завоевать признание у населения, продвинуться вперед в профессиональной работе и творческом развитии. Сегодня уже не вызывает сомнений тезис о необходимости внедрения маркетинговой концепции управления.

Отдел библиотечного маркетинга и инновационно-методической работы ЦБС “Кунцево” был организован в 1993 г. и за годы своего существования претерпел ряд изменений, связанных с документально-правовой базой, структурой подразделения, формами и методами маркетинговой деятельности.

Находящийся раннее в структуре маркетинговой службы сектор информационно-библиографической работы был трансформирован в самостоятельный отдел. В связи с этим были внесены изменения в Положение об отделе библиотечного маркетинга ЦБС “Кунцево”, которое определило основные задачи маркетинговой и инновационно-методической деятельности, а также структуру и штат отдела в его современном состоянии. Регулярно анализируя деятельность отдела, приходится отмечать ограниченность его ресурсных возможностей, все более возрастающую необходимость введения в штат маркетингового подразделения новых должностей – специалиста по рекламе, издательскому делу. Практическая деятельность внесла коррективы и в определение содержания работы отдела, имеющего в своей структуре, наряду с маркетинговым сектором, сектор инновационно-методической работы. Все чаще встает вопрос о нецелесообразности совмещения маркетинговых и методических функций и выделения методического сектора в самостоятельный отдел. Несмотря на некоторые негативные аспекты, существующие в организационной структуре, отдел библиотечного маркетинга плодотворно функционирует. Внедрение маркетинговой стратегии развития ЦБС, разработанной в отделе, позволило добиться значительных результатов. К ним можно отнести следующие:

·автоматизация библиотечных технологий (создание электронного каталога, на книжный фонд, электронной картотеки статей, модернизация парка компьютеров, организация автоматизированных рабочих мест, создание электронного читательского билета);

·наращивание информационных ресурсов (комплектование фондов АВ-материалами, картографическими изданиями, организация специальных книжных коллекций, приобретение программного обеспечения);

·организация новых отделов и служб, популярных среди пользователей библиотек ЦБС (“Интернет-сервис”, “Дамский мир”, “Видеоабонемент”, Центр международной книги);

·внедрение новых видов информационных и сервисных услуг;

·реконструкция ряда библиотек, создание удобных и комфортных условий для пользователей.

Залогом успеха деятельности отдела библиотечного маркетинга является взаимодействие маркетинговой службы с другими подразделениями ЦБС. Совместно с информационно-библиографическим отделом организуется система информационного обеспечения пользователей, призванная повысить качество информационного обслуживания; совместно с отделом комплектования и обработки литературы анализируется качественный и количественный состав книжного фонда, изучается книжный рынок. Деятельность, осуществляемая вместе с отделом региональных и международных связей, способствует установлению профессиональных взаимоотношений с библиотекарями России и зарубежья, обмену опытом, организации крупных библиотечных мероприятий. Итогом подобной деятельности стал проект “Русские книги для Германии”, инициированный ЦБС “Кунцево”. В рамках данного проекта, при содействии маркетингового подразделения, были открыты отделы литературы на русском языке в городских библиотеках Берлина и Кельна. Отдел библиотечного маркетинга взаимодействует с кадровой службой ЦБС, изучает кадровый состав библиотек, определяет приоритеты кадровой политики ЦБС в целом.

Важным звеном в работе отдела является рекламная деятельность и осуществление мероприятий по связям с общественностью. В целях популяризации библиотек маркетинговая служба ЦБС координирует работу с представителями кабельного телевидения, профессиональной прессой. Публикации отдела маркетинга в местной прессе регулярно информируют население о работе библиотек. Новаторским подходом к организации контактов с районной периодической печатью характеризуется деятельность Центральной библиотеки № 193 им. Ахматовой, которая с января 1999 г. стала учредителем газеты “Источник Крылатского”, тираж 25 тыс. экз.

Успехи, достигнутые ЦБС “Кунцево” за последние годы являются наглядным подтверждением того, что маркетинговая служба – действенный инструмент повышения эффективности библиотечной деятельности.
 
 

Hosted by uCoz