Пашин А.И.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКИ

КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВА,

КАЧЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

В условиях реформ, перехода к рыночным отношениям изменяется роль библиотек как социально-культурных институтов, развиваются их функции. Наряду с образовательной, культурно-просветительной функциями они все больше выполняют роль информационных центров, предоставляют населению все больший набор услуг и продукции. Это требует от библиотечных работников совершенствования знаний, повышения ответственности за оперативное и качественное выполнение все более разносторонних запросов пользователей.

Важную роль в этом процессе играет организационная культура библиотеки. Организационная культуры библиотеки – это специфическая система связей, отношений, взаимодействия людей, способов постановки и решения стоящих перед коллективом задач. Это особенности сознания, методы поведения, деятельность людей, основанная на профессиональных и этических ценностях и нормах. Она представляет собой набор приемов и правил решения проблем адаптации к внешней среде, внутренней интеграции работников, является отправным моментом в выборе сотрудниками приемлемого способа действий, анализа, принятия решений и их реализации. Таким образом, организационная культура библиотеки выражает определенные коллективные представления о целях и способах ее деятельности, т.е. система ценностей, разделяемых всеми ее членами. Это означает, что в библиотеке каждый связан общим взглядом на то, что она из себя представляет, какова ее социальная роль, каковы ее обязанности перед обществом, читателями.

Организационная культура обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. На ее основе каждый сотрудник осознает свою роль в коллективе, знает, что от него ждут и как ответить на эти ожидания. В то же время каждый член коллектива знает, что он может ждать от библиотеки.

Таким образом, организационная культура библиотеки способствует сплочению ее сотрудников, направляет их деятельность на достижение стоящих перед коллективом целей. Содержание организационной культуры определяется организационными ценностями.

Каковы же эти ценности? Одной из первых и главных организационных ценностей являются устойчивые отношения библиотеки с пользователями, максимальное удовлетворение их запросов и информационных потребностей. Деятельность любой библиотеки немыслима без читателей, ее пользователей. Удовлетворение их интересов, своевременное информационное обеспечение являются основой стабильности, устойчивости функционирования библиотеки, гарантии ее дальнейшего развития.

Второй важной организационной ценностью является забота об удовлетворении разнообразных потребностей работников библиотеки. Это удовлетворение осуществляется социальной политикой в библиотеке, заботой о лучшей организации труда, создании нормальных бытовых условий, здоровье сотрудников, их отдыхе, профессиональном и интеллектуальном росте.

Третьей организационной ценностью в библиотеке является высокая трудовая и технологическая дисциплина, исполнительность, высокое чувство ответственности за порученное дело. Библиотека не может хорошо выполнять свои обязанности перед обществом без соблюдения определенного функционального и структурного порядка.

Следующей важной организационной ценностью являются инновации в работе, внедрение различных новшеств в деятельность библиотеки. Новаторство, инициативность, творческие наклонности работников являются залогом успешной деятельности коллектива в современных условиях.

И, наконец, важной организационной ценностью является профессиональная этика библиотекарей, т.е. совокупность нравственных норм, регулирующих поведение и действия библиотечных работников, их взаимоотношения друг с другом, с пользователями. Этика библиотечного работника заключается не только в установлении границ между дозволенным и недозволенным, но и в профессиональном умении общаться с пользователем, в оперативном предоставлении ему необходимой литературы, информации, в заботе о его культурном, профессиональном росте и духовном совершенствовании.

Существуют и другие организационные ценности библиотек, вытекающие из их повседневной деятельности. Все они являются составной частью организационной культуры библиотеки. Организационная культура библиотечного учреждения достаточно стабильна, в ней отражаются коренные общечеловеческие и профессиональные идеалы. Способность руководства библиотеки, ее коллектива определить ключевые ценности, которые объединят усилия всех сотрудников для достижения поставленных целей является одним из важных источников успешной деятельности.

Формирование ключевых ценностей или принципов деятельности библиотек имеет своей целью создать в глазах ее сотрудников, пользователей, в окружающей среде положительный образ или, как принято сейчас говорить, имиджа библиотеки.

Совокупность ценностей, принципов деятельности библиотеки определяется как кредо библиотечного учреждения, его философия. Она, как правило, содержит точно и емко сформулированные требования, которые легко могут усвоить все библиотечные работники. Среди них можно назвать следующие:

·взаимное доверие, уважение и сотрудничество – наш главный принцип;

·каждый пользователь имеет право на самое лучшее обслуживание;

·прогресс – наш самый главный продукт;

·поощрение и развитие творческих способностей и социальной активности каждого работника – наша главная задача;

·каждый сотрудник имеет равные возможности для обучения и развития потенциала;

·наш принцип – преимущественное продвижение по службе своих сотрудников;

·приверженность к честности, бескомпромисности, высокоэтическим нормам – долг каждого работника.

Можно назвать много и других принципов и норм деятельности библиотек.

Большое значение в распространении основополагающих принципов организационной культуры имеет изучение сотрудниками истории библиотеки, ее традиций. Важное место в совершенствовании организационной культуры занимают чествование передовиков труда, награждение лучших работников, присвоение почетных званий.

Все это формирует у сотрудников чувство общности, гордости за принадлежность к коллективу, стимулирует рост творческих способностей, существенно улучшает социально-психологический климат, способствует повышению качества работы.

Безопасность: видеокамеры и беспроводное видеонаблюдение Николаев.
Hosted by uCoz