Матлина С.Г.
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

         Для переходных эпох характерно расхождение между привычными понятиями и их новой семантикой. Отсюда многочисленные «разночтения « при определении понятий: «инноватика», «инновацинные процессы», «нововведения».
Учитывая цикличный характер развития культуры, или, согласно Ю.М. Лотману, отслеживая изменения в неизменности и повторения в новизне, продуктивно рассматривать инновационные процессы не как оппозицию чему-либо уже существовавшему, не имеющему аналогов. Речь идет об ином качестве деятельности, библиотечном диалоге более высокого порядка. И что особенно важно, рассматриваемом в контексте новых социальных смыслов. Сегодня приходит понимание, что публичная библиотека не просто одно из государственных учреждений. Это социально-культурный институт, чье предназначение служить обществу, чутко улавливая (изучая) систему его ожиданий и развиваясь сообразно изменениям, происходящим в этой системе. 
        Наречие «сообразно» упомянуто не случайно. Меняется образ публичной библиотеки, который по известному определению Платона есть внешнее выражение сущности. Становится иной ее стилистика. Последнее междисциплинарное понятие в культурологии – одно из ключевых. Применительно к библиотеке это специфическое единство признаков, выявляющих типичное и одновременно уникальное в ее содержании, индивидуально-типичная манера деятельности.
        Новую стилистику отличает инсценированный, т.е. игровой, яркий, зрелищный характер, проявляющий себя через самопрезентацию, превращение каждого значимого для населения факта профессиональной жизни в событие. Это обстоятельство становится одной из главных особенностей, отличающих инновационую модель публичной библиотеки от ее традиционных аналогов. 
Среди других особенностей современной стилистики можно выделить ориентацию на социальную инициативу людей, когда весомую роль в деятельности библиотеки, определении ее содержательных основ и перспектив развития, начинает играть население. Речь идет не только об институциональных формах – участии в попечительских советах, обществах волонтеров, друзей библиотеки и др. Профессиональные и самодеятельные актеры, художники, поэты из гостей библиотеки становятся ее хозяевами, организуя музыкальные гостиные и салоны, выставки творческих работ, презентации книг. Наконец, новую стилистику выявляет освоение персоналом вчерашних ЦБС научных методов работы: социологических, психологических, моделирования, проектирования и др., использование которых становится повседневностью. 
Стилистика не идентична привычному понятию «функция». Первая, будучи подвижной, мобильной, достаточно явно проявляет себя и через внешние формы, и как сущностные изменения. А набор функций, имманентно заданный публичной библиотеке, присутствует более или менее неявно как инвариант, даже когда они меняют свое место в ценностно значимой для конкретной библиотеки иерархии, расширяясь, углубляясь, или уходя на задний план. Поэтому в отличие от стилистики надежным индикатором изменений, измерителем их темпо-ритма, функциональный анализ выступать не может. 
        Современная культура полистилистична. Уходит в прошлое редуцированное, упрощенное представление о традиционных культурных институтах, когда картинная галерея воспринимается как место, где для публики выставляют художественно-изобразительные произведения, музей, главным образом, собирает и экспонирует мемории, прежде всего, предметно-иллюстративный ряд, библиотека формирует, структурирует и продвигает книги и другие документы и т.д.
        Сегодня трудно найти стилистически нейтральный, существующий в «чистом», традиционном виде культурный институт. Повсеместно происходит «самозахват» соседних сегментов культурного пространства. В чем причина этого явления? Прежде всего в присущей сегодняшнему этапу исторического развития интеграции знаний (теория циклического развития культуры признает чередование 2-х основных процессов: дифференциации и интеграции). На рубеже третьего тысячелетия интеграцию усиливает глобализация информационных потоков, обеспечиваемая постоянно обновляемыми мощными средствами коммуникации. Последнее обстоятельство вызывает у человека «культурную ностальгию» по стремительно уходящему прошлому, потребность сохранить социальную память. Отсюда проистекает одна из важнейших особенностей современной культуры, которую Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ю. Кристева характеризуют как тотальную музеефикацию, архивацию, реставрацию.
        Отсюда одновременное появление в разных регионах страны библиотек-музеев, библиотек салонов, библиотек театров и др., деятельность которых по-своему воспроизводит давние традиции национальной культуры, как высокой, так и массовой, народной. В отличие от традиционных музеев, театров, элитарных литературно-музыкальных салонов и гостиных, создаваемых при различных структурах, их «библиотечные» варианты максимально открыты, доступны публике. Содержательно они приближены к реалиям жизни конкретного села, города, региона. В краеведческих или историко-этнографических музеях при библиотеках история осознается не как парад легендарных личностей, но через судьбу «маленького» человека, свидетелями которой были живущие рядом люди. Актеры библиотечного театра тоже «свои», и потому даже классические сюжеты в их исполнении воспринимаются, по словам коллеги, «ближе к сердцу», иначе, чем в театре профессиональном. Тот же закон действует при восприятии творчества самодеятельных художников и поэтов, таланты которых «открывает» библиотека. 
        Помимо названных инновационных моделей библиотек, чья деятельность по Ю.М. Лотману во многом направлена на «эстетизацию», «поэтизацию» действительности, придание ей иной «событийности», получают развитие и другие модели. Это, в частности, библиотеки семейного общения, «зеленые» или экологические библиотеки и др., которые эволюционировали от распространенных в конце 80-х гг. профилированных филиалов ЦБС. Спустя десятилетие на первый план здесь также начинает выходить социальное начало, будь то стимулирование семейного и межсемейного общения; переход от проблем защиты природы к экологии души, воспроизводству традиционных для России нравственных ценностей, библиотерапевтическая реабилитация людей с ограниченными возможностями и т.п. 
Для этих и других моделей библиотек принципиально важным становится закрепление их нового социального статуса, выводящего взаимоотношения с населением, и особенно с местной властью, на более высокий уровень. Отсюда появление новых наименований: Глазовская публичная научная библиотека (взамен ЦГБ); библиотека-культурный центр им. А.П. Чехова (Москва); Земская библиотека села Скородное (Белгородская область); библиотека-центр национальной культуры (с. Малая Пурга Удмуртской республики) и др. Найден емкий, метафоричный способ осуществлять каждодневную публичную презентацию новой природы своей деятельности, что в свою очередь, свидетельствует о позитивной динамике социально-культурной жизни страны. 

 
Hosted by uCoz