УПРАВЛЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Организационной основой исследования является комплексная диагностика краеведческой деятельности библиотек (КДБ), которая предусматривает определение сложившегося состояния группы объектов с целью его последующего анализа и выработки предложений по оптимизирующему воздействию.
Диагностике были подвергнуты 114 общедоступных библиотек региона (5 областных, 12 центральных городских, 48 центральных районных, 33 городских и 16 сельских филиалов). Среди 114 опрошенных специалистов - 58,5% (71 чел.) – директора; 5,8% (7 чел.) – заместители директоров; 0,8% (1 чел.) – руководители краеведческого подразделения; 7,1% (9 чел.) – библиографы; 23,7% (29 чел.) – библиотекари (в основном сельские); 4,1% (5 чел.) – методисты библиотек. Должность и место работы опрашиваемого значительно повлияли на различия в ответах.
В библиотеках, где существует какое-либо краеведческое подразделение, достаточно полно реализуются основные функции управления, так как осуществляется комплексных подход к учету, анализу, планированию краеведческой деятельности не только внутри библиотеки, но и за ее пределами. В 92 (76,3%) библиотеках отсутствует каким-либо образом организованное краеведческое подразделение: лишь в 4 библиотеках (3,3%) существует отдел; в 9 (7,5%) – сектор; в 5 (4,1%) – группа краеведения; в 3 (2,5%) – читальный зал краеведческой литературы. В сельских и городских филиалах используется практика создания “краеведческих уголков” или “краеведческих полок”.
О наличии или отсутствии документов, регламентирующих краеведческую деятельность конкретной библиотеки (“Положение о краеведческой деятельности библиотеки”, “Положение о краеведческом подразделении” и др.), получены следующие показатели: в 70,5% библиотек (85) отсутствуют подобные документы, в 18,7% планируется создание “Положения о краеведческой деятельности библиотеки”. Отсутствие подобных регламентирующих документов – свидетельство низкой реализации основных функций управления (организации, координации) в библиотеке.
66,8% экспертов подтвердили необходимость разработки документов, регламентирующих краеведческую деятельность библиотек на общероссийском уровне. Речь следует вести о создании законодательной базы для краеведческой работы библиотек, формировании научно-обоснованных показателей учета, отчетности, системе нормативных показателей, методике расчета количественных показателей.
Относительно реализации функции учета в краеведческой деятельности библиотек были получены такие сведения: в 48,5% (59) библиотек не учитывается такой важный показатель, как объем краеведческого фонда библиотеки (в 35,7% библиотек краеведческий фонд учитывается); 15,8% экспертов не ответили на вопрос об учете фонда (что свидетельствует об отсутствии конкретных показателей). Многие респонденты сообщили, что фонд подсчитан приблизительно, “на глазок”, в связи с проведением данного исследования.
Показатель выдачи краеведческой литературы учитывается лишь в 29,5% библиотек (не учитывается в 57,3%; 13,3% опрошенных не ответили на этот вопрос). Выдача справок краеведческого характера и отказы по библиотеке в целом не учитываются соответственно в 52,3% (63) и 64,3% (78) библиотек. По краеведческому подразделению ситуация обстоит не лучшим образом: лишь в 13,7% (17) библиотек учитывается фонд; в 10,4% (13) – выдача; в 13,7% (17) – справки краеведческой тематики; в 5% (6) – отказы.
Отсутствие в большинстве библиотек систематической, постоянной регистрации количественных текущих показателей основных видов краеведческой библиотечной работы (пополнение фондов, книговыдача, справочно-библиографическое обслуживание, библиографическое информирование, методическая помощь пользователям и другим библиотекам) отрицательно сказывается на всей постановке краеведческой деятельности в районе, городе, области, регионе, так как не владея информацией о текущем состоянии краеведения, трудно осуществлять планирование, организацию, прогнозирование, анализ, контроль. Фактически реализация всех функций управления зависит от постановки учета краеведческой деятельности библиотеки.
Предварительные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что эффективность, уровень постановки краеведческой деятельности отдельно взятой библиотеки и библиотек региона в первую очередь обусловлены степенью реализации основных управленческих функций: планирования, организации, прогнозирования, учета, контроля, анализа, комплектования и подготовки кадров. Только комплексный подход к реализации функций управления КДБ на различных уровнях (набор функций управления должен отличаться на федеральном, региональном, внутриобластном, внутрибиблиотечном уровнях) позволит обеспечить системное развитие всех направлений и участков КДБ, будет способствовать оптимальному удовлетворению краеведческих информационных потребностей пользователей.
Диагностическое исследование дало возможность
получить данные, значимые как для группы обследованных библиотек, так и
для всей совокупности общедоступных библиотек Центрально-Черноземного региона.