Авраева Ю.Б.

КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ –

НОВАЯ ПАРАДИГМА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ БИБЛИОТЕКИ

Сегодня перед библиотеками России стоит задача формирования нового слоя библиотечной управленцев, свободного от инерции мышления и опирающегося на достижения мировой и отечественной практики. Нужна новая система подготовки и переподготовки управленческих кадров, приоритетным направлением которой должна стать их общекультурная и общепрофессиональная образованность.

Ученые конструируют образ руководителя будущего, исходя из того, что будет возрастать роль оперативного управления и появится больше руководящих должностей, а также новых структурных образований. Изменятся состав руководящих кадров, их структура, полномочия, обязанности, профессиональное мировоззрение. Данная концепция имеет прямое отношение и к библиотекам. Библиотеки становятся открытыми системами, а библиотечная профессия – более привлекательной для молодого поколения, которому предстоит учиться в XXI в., осваивать и внедрять новые технологии. Библиотеки в условиях ограниченного финансирования научились выживать и конкурировать с различными учреждениями образования и культуры, не теряя того, чем они всегда были богаты – информационными, справочными и другими ресурсами. Формируется новый имидж библиотеки и ее сотрудников, в первую очередь, управленческого состава. Появилось много новых точек зрения на то, какими должны быть библиотека и управление в XXI в. В научный оборот библиотековедов входят понятия “культура библиотеки как организации”, “культурный план управленческого труда”, “культурная образованность” руководителя и др.

В общей теории управления давно известны критерии, посредством которых оценивают культуру организации и эффективность руководства. Есть научно обоснованные перечни критериев, в которых наиболее значимым является “культурная образованность” руководителя организации. На взгляд В. Шепеля, культурная образованность – “это постоянная потребность быть в курсе наилучших достижений человеческой мысли и художественных творений”. Лучше и точнее не скажешь.

Культура библиотеки как организации библиотековедением изучена еще слабо. В связи с этим заслуживает внимания исследование ГПНТБ СО РАН, в котором впервые сделана попытка обосновать понятие “культура библиотеки” как согласование четырех типов культуры: культура власти, культура роли, культура задачи, культура личности. Согласно исследованию важной обязанностью руководителя является “создание сильной культуры и управление ею”. В то же время, культурная образованность личности руководителя библиотеки фактически не выделяется в самостоятельную дефиницию ни как квалификационное требование, ни как критерий оценки его труда, Считается, что руководитель библиотеки не может не быть культурно образованным.

Между тем недостаток культурной образованности у ряда руководителей имеет место. Его нельзя компенсировать ни опытом, ни даже такими качествами, как скромность, честность, порядочность, ибо она является “информационной базой... способствует развитию душевных и интеллектуальных качеств”. Интеллектуальные качества – это фундамент личностно-деловых способностей человека, определяющих его потенциальные возможности. Вот почему важное значение имеет введение квалификационного теста на культурность. Желательно, чтобы его проходил каждый, кто хочет стать менеджером или таковым является.

Названные понятия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Культура библиотеки – сложная композиция различных положений и предпосылок, часто не поддающихся четкой формулировке, но априорно воспринимаемых всем коллективом положительно. В ее основе лежат предполагаемые ожидания, ценности, нормы, традиции, ритуалы и правила, табу и законы, стиль общения. Руководителю библиотеки приходится ежедневно сталкиваться с различными людьми, ему важно знать и владеть искусством общения. Среди огромного количества рекомендаций о том, как правильно и культурно общаться с коллективом, оставаясь при этом самим собой, можно выделить одно из них: “...делайте общение увлекательным, не допускайте излишней скуки, обыденности”. Ее можно осуществить, если руководитель достаточно культурно образован. Культурная самодостаточность руководителя – это не столько дар природы, сколько результат обучения. Культурная образованность руководителя библиотеки – новая парадигма, которую необходимо учитывать при подготовке, подборе, ротации управленческих кадров. Она означает не только всесторонние знания в области литературы, этики, эстетики, психологии, права, экономики и библиотечного дела, но и умение их применения в повседневной управленческой деятельности, иначе говоря, способность творить и созидать. В этом и выражается эталон личности руководителя.

Hosted by uCoz