Долгополова Е.Е.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НТБ С ИНФОРМАЦИОННЫМИ И

МАРКЕТИНГОВЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Современный этап развития производственных предприятий характеризуется широким внедрением маркетинга в практику их деятельности. Реализация маркетинговых функций неразрывно связана со сбором, учетом и обработкой значительных объемов информации о рынке, динамике и структуре спроса, предпочтениях потребителей, возможностях предприятия по их удовлетворению. В этих условиях сбор информации и маркетинговые исследования становятся единым процессом, на обеспечение которого сориентированы все информационные подразделения предприятия: НТБ, ОНТИ, патентно-лицензионные службы, службы стандартизации, отделы информационного анализа и др.

Многолетний опыт свидетельствует о том, что участие НТБ в маркетинговых исследованиях не только возможно, но и целесообразно, так как библиотека располагает необходимыми информационными ресурсами, значительное место среди которых занимает маркетинговая информация. Это связано с удовлетворением определенных информационных потребностей предприятия. В пользу этого утверждения, например, говорит тот факт, что в составе читателей НТБ предприятий США 52% составляют работники службы маркетинга и сбыта.

По мнению С.Е. Клещук, сегодня НТБ за рубежом рассматривается в основном как производственное подразделение, от которого требуется:

·знать работу информационных служб (ИС) своей отрасли, т.е. степень информированности конкурентов;

·умение точно соотнести цели и задачи своей фирмы с ресурсами НТБ и квалификацией ее сотрудников;

·определять объем и конкретную направленность информации, сроки ее подготовки ее каждым сотрудником библиотеки.

Иными словами, задача НТБ не просто комплектовать фонд по профилю фирмы, а составлять целевую программу библиотечно-информационного обслуживания.

В то же время деятельность НТБ должна осуществляться в четкой координации с другими информационными и маркетинговыми подразделениями предприятия. Это обусловлено тем, что число служб – держателей информации на предприятии – достаточно велико. Помимо собственно информационных подразделений значительные информационные массивы могут быть сосредоточены в ряде цехов и лабораторий. В этих условиях потребителям достаточно сложно получить представление о местонахождении необходимых источников.

К сожалению, отечественная практика свидетельствует об отсутствии информационного взаимодействия на предприятиях. Это приводит к:

·децентрализованному комплектованию и, как следствие, неоправданному дублированию;

·дублированию рабочих процессов, что влечет увеличение трудозатрат на внутренние процессы библиотечной технологии;

·рассредоточенности массивов, снижающей эффективность обслуживания;

·отсутствию отражения совокупного информационного фонда предприятия в справочно-поисковом аппарате, не совместимости друг с другом отдельных элементов системы;

·несоответствию уровня информационного обслуживания степени уровню информационной активности специалистов.

При таком подходе к организации работы ИС предприятия не реализуют информационную функцию маркетинга и не могут удовлетворять условиям рыночной экономики. Представляется необходимой некоторая реорганизация информационной системы предприятий, в процессе которой должны быть решены две группы координационных проблем:

·порядок взаимодействия информационных подразделений между собой и с маркетинговыми подразделениями предприятия;

·методическое и инструктивное обоснование работы информационных подразделений (функционально-технологические схемы на основные виды работ; учет и анализ результатов деятельности).

В процессе организационных преобразований возможно использование всего многообразия форм взаимодействия информационных и маркетинговых подразделений:

·раздельное сосуществование;

·организационное единство;

·выполнение информационных функций маркетинговыми подразделениями;

·осуществление маркетинговых функций информационными службами.

Следует отметить, что и в развитых странах до нынешнего времени сохраняется вариативность включенности ИС, в частности НТБ, в “родительское предприятие”. Общий принцип – тесное сотрудничество подразделений, выполняющих маркетинговые и информационные функции.

Корректировка функций информационных подразделений в итоге должна обеспечить расширение номенклатуры услуг; повышение качества обслуживания; более эффективное использование информационных ресурсов. В современных условиях НТБ должна быть сориентирована на производство продукции и услуг, влияющих на формирование дохода предприятия в части их информационных аспектов.

Координация деятельности информационных и маркетинговых подразделений обеспечит создание целостного механизма сбора, обработки и передачи информации и, в конечном итоге, будет способствовать укреплению рыночных позиций предприятия.

Hosted by uCoz