Гильфанова И.А.

РАЗМЕЩЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА

НА БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни региона, а также ситуация внутри библиотечной сети коренным образом меняют поведение библиотек как субъектов местного самоуправления, заставляют их по-новому выстраивать свои взаимоотношения с местным сообществом. Формируется новая база для организации взаимовыгодных отношений с властными структурами, что помогает муниципальным библиотекам, исходя из минимального социального стандарта, обеспечивать библиотечное обслуживание местного сообщества и при этом выживать, не страдая от социальных болезней.

Одним из наиболее эффективных способов такого взаимодействия является процесс создания нормативной документации, закрепляющей взаимные права и ответственность библиотеки и учредителя – органа муниципального управления.

Местное самоуправление получило право управлять библиотечным делом территории, следовательно, решать вопросы нормирования библиотечного дела. К счастью, во многих местах представители власти с пониманием и сочувствием относятся к библиотечным проблемам. Не дожидаясь принятия регламентирующих нормативных документов на федеральном и региональном уровнях, утверждают собственные документы, поддерживающие деятельность библиотек на своей территории. Что это, как не стандарт библиотечного обслуживания для данного муниципального образования?

Интересен опыт ряда библиотек Свердловской области. Например, в г. Асбесте главой администрации в соответствии со ст. 7. областного закона “О библиотеках и библиотечных фондах в Свердловской области” и ст. 30. Устава муниципального образования “г. Асбест” утверждено положение об объемных показателях и порядке отнесения библиотек централизованной библиотечной системы г. Асбеста к группам по оплате труда руководящих работников. Это Положение узаконивает местные нормативы нагрузки, отличные от федеральных.

Любопытен опыт библиотек г. Нижнего Тагила, где впервые в Свердловской области был введен муниципальный заказ на библиотечное обслуживание населения.

Идея муниципального заказа была выстрадана голодающими медиками Нижнего Тагила, ощутившими на себе, к чему приводит разрыв между потребностями муниципальных учреждений и реальным финансированием. Идея нашла поддержку “снизу”, ее подхватили в муниципальных образованиях Горнозаводского округа и поддержали сверху – в правительстве Свердловской области.

Как известно, бюджеты муниципальными образованиями принимаются бездефицитные, а значит, в строгом соответствии с реальными доходами должны финансироваться расходы на образование, здравоохранение, культуру. Смысл начинаний: финансирование муниципальных библиотек происходит в соответствии не с пожеланиями самих библиотек, а точно подсчитанными потребностями местного населения в их услугах и продуктах. Суть муниципального заказа – привести в соответствие объемы предлагаемых библиотеками услуг и реально потребляемых.

Библиотеки Нижнего Тагила проделали огромную работу по определению годового объема и себестоимости необходимых городу библиотечных услуг и продуктов, а также сумму необходимой бюджетной дотации на библиотечное обслуживание. Методика ценообразования – традиционная смета.

Муниципальный заказ дает возможность привести в соответствие управление библиотечным делом и управление финансами.

К сожалению, принятие положений о муниципальном заказе – частная инициатива органов местного самоуправления. Поэтому они носят местный характер, учитывая лишь особенности данного муниципального образования. В настоящее время Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления разработан федеральный закон, регулирующий отношения по муниципальному заказу. Наряду с этим Государственной Думой принят в третьем чтении проект федерального закона “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”.

Надеемся, что эти законопроекты превратят муниципальный заказ в эффективный правовой механизм организации библиотечных услуг для муниципальных нужд.

Hosted by uCoz