Водолазская А.Я.

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Вспомнить сегодня о социалистическом соревновании – значит вызвать недоумение как со стороны старшего поколения, так и молодежи.

Что произошло? Почему естественное стремление к соперничеству, к состязательности, органически присущее человеческой натуре, оказалось подавленным и в последнем “Терминологическом словаре по библиотечному делу и смежным отраслям знания” (1995) нет даже терминов “соревнование”, “состязательность”.

Причин такого положения довольно много: еще в период расцвета соревнования его заформализовали и обюрократили, а поголовное вовлечение и вовсе не способствовало повышению его рейтинга. Сменившиеся социально-экономические отношения и демократизация общества окончательно похоронили социалистическое соревнование, как явление отжившего строя.

К негативному восприятию соревнования вообще подготавливали и идеологизированные труды по методологии соцсоревнования. В теоретической литературе по соревнованию упор делается на сотрудничество и взаимопомощь соревнующихся. На вторую же сторону – соперничество и состязательность – не обращалось достаточно внимания, а часто ее вообще игнорировали на том основании, что якобы соперничество, состязательность присущи лишь конкуренции.

Однако отношения соревнования между людьми выступают как стремление выйти вперед, не отстать от других, и это присуще человеку от рождения. В словарях мы находим подтверждение этому. Так в “Словаре русского языка” под редакцией А.П. Евгеньевой читаем: “соревноваться означает стремиться превзойти кого-либо в каком-либо отношении, стараться добиться лучших результатов в чем-либо” (С.280). Подобная трактовка и в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова: “соревнование – это та или иная деятельность (работа, игра и т.д.), в которой участвующие стремятся превзойти друг друга в мастерстве, в искусстве”.

Соревнование появилось вместе с возникновением человеческого общества и присуще любому общественному строю.

Поэтому несмотря на негативное отношение к соцсоревнованию и, возможно, вопреки его организаторам с административно-командным подходом, в его недрах зародились такие формы, которые прошли испытание временем и сегодня активно развиваются. Среди них индивидуальные формы: “Лучший по профессии”, “Лучший молодой библиотекарь”, “Лучший проект” и т.д.

Сохранились и некоторые коллективные формы: участие библиотек в различных конкурсах, смотрах и т.д. Естественно, что все они претерпели преобразования, продиктованные изменениями в обществе. Так, в коллективных договорах четко прописывается, в каких случаях коллектив и отдельные его представители имеют право на дополнительное вознаграждение. Библиотеки борются за право получения грантов, госзаказов, создают банки данных о передовом опыте и т.д. Иногда эти мероприятия образуют специальный раздел плана социального развития коллектива.

Активным стимулятором является и периодическая аттестация кадров, в ходе которой за высокие показатели в работе, глубокие специальные знания могут повысить разряд и, следовательно, признать превосходство одного работника над другим.

Появляются публикации, подвергающие критике существующие формы контроля знаний студентов: экзамены и зачеты в традиционной форме. Наиболее перспективными признаются состязания: КВН, деловые игры, рейтинговые системы и т.д. Всенародно известным примером служит телевизионная игра “Умницы и умники”, помогающая отобрать наиболее способную молодежь в пределах всей страны.

Система повышения квалификации, призванная помочь участникам получать знания, отвечающие требованиям сегодняшнего дня, не может оставаться в стороне от принципа состязательности. Не случайно здесь традиционно применяются формы, активирующие познавательную деятельность обучающихся: деловые игры, проблемные ситуации, мозговые атаки, круглые столы – вот далеко не полный их перечень. Неформальный подход к организации конкурсов выявил, например, творческие возможности, заинтересованность библиотекарей ЦБС г. Казани к соперничеству. В преддверии 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина они провели конкурс на лучший сценарий. В данный момент все библиотеки Республики Татарстан включились в конкурсные соревнования по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. Лучшие сценарии будут опубликованы. Организаторы сами не ожидали, что библиотекари будут так активны, так наглядно будет прослеживаться состязательность. В последнее время в связи с коммерциализацией библиотечной деятельности, априорно предусматривающую состязательность, значительно возросло значение такой формы повышения квалификации, как профессиональное образование. Для того чтобы войти в рынок, найти конкурентноспособные библиотечные услуги, определить свою нишу в обслуживании читателей, провести маркетинговое исследование – приходиться самостоятельно овладевать правовыми, экономическими, социологическими знаниями.

Сейчас все чаще можно слышать, что в новых условиях хозяйствования, при которых должен срабатывать механизм естественной конкуренции, борьба за потребителя, за его рубли, заставят нас “выкладываться”, и наградой будет прибыль – соревнование становится анахронизмом.

Однако есть и другое мнение. Не только рублями оценивается деятельность библиотек. Они все больше становятся центрами духовного и интеллектуального общения, где человек бесплатно может удовлетворить свои профессиональные и духовные потребности и, очевидно, есть необходимость определить преимущества одних учреждений перед другими. Для достижения положительных результатов в этих направлениях, пожалуй, требуется не меньше дополнительных знаний, передового опыта, умения найти контакты с общественностью, обеспечить гласность (рекламу), обрести свой имидж.

Современное отношение к проблеме состязательности в библиотечной теории и практике не однозначно. Соревнование как сложное и многогранное общественное явление имеет различные аспекты: экономический, философский, социально-психологи-ческий, морально-этический и т.д. Каждый из них характеризует различные стороны и процессы в развитии соревнования (состязательности). Поэтому проблема соревнования требует комплексного изучения со стороны целого ряда научных дисциплин.

Hosted by uCoz