ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Отказ от командно-административных методов руководства библиотечным делом привел к отказу и от методического руководства, основанного на централизованной регламентации деятельности библиотек и контроле за их работой. Однако, учитывая, что 40% библиотекарей России не имеют библиотечного образования, а высшее – примерно 15%, библиотечные работники нуждаются в методической помощи. Этим обосновывается необходимость трансформации методического руководства в методическое обеспечение деятельности библиотек. В основе последнего лежит аналитическая деятельность библиотек - методических центров, поскольку квалифицированные методические рекомендации требуют анализа существующей библиотечной практики и уровня работы библиотек.
В настоящее время аналитическая деятельность методических центров испытывает серьезные затруднения, связанные с резким сокращением библиотечной отчетности и потока восходящей информации от библиотек. Это обстоятельство с особой остротой ставит проблему методического мониторинга, под которым мы понимаем систему слежения за изменениями в библиотечном деле. Он призван, во-первых, обеспечить информацию о деятельности библиотек, анализ которой позволил бы судить об уровне их работы, и, во-вторых, о новшествах в библиотечном деле и их распространении по сети библиотек.
Хотя понятие “методический мониторинг” только еще входит в библиотечную практику, попытки построения системы слежения за библиотечной практикой и изменениями в ней уже давно предпринимались методическими центрами. Объектами такого слежения были библиотечные кадры, показатели работы библиотек, содержание их деятельности.
Решалась проблема слежения, в основном, на базе сравнительных статистических таблиц и различного рода картотек: социально-экономического профиля региона обслуживания; библиотечной сети; библиотечных кадров; передового библиотечного опыта и др. В практике деятельности методических центров можно отметить использование для этих целей картотек на перфокартах и рейтерных картотек, что облегчало поиск необходимых сведений, позволяло оперативно вводить в картотеки новые сведения. Однако использовались такие картотеки как правило, лишь тогда, когда они содержали в достаточной степени унифицированные сведения о сети библиотек, библиотечных кадрах и т.п.
Что касается новшеств, то их учет ведется, в основном, в традиционных предметно-тематических картотеках. Такие системы строятся, как правило, на основе регистрационных карточек новшеств, на базе которых ведутся картотеки выявленных и рекомендуемых к применению новшеств и картотеки освоенных новшеств библиотеками сети.
Этого недостаточно для оперативного контроля изменений в деятельности библиотек. Смысл мониторинга заключается в непрерывном наблюдении за изменениями, появлением новых сведений о деятельности библиотек и о библиотечных новшествах. Отталкиваясь от методической практики и задач методического обеспечения деятельности библиотек, можно выделить следующие объекты методического мониторинга:
·динамика показателей деятельности библиотек;
·движение библиотечных кадров;
·выявление и распространение библиотечных новшеств;
·документальный поток по библиотечному делу.
Оперативное получение этих данных, наблюдение за их динамикой позволит оценивать состояние и уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации для библиотек.
Для методической практики важными представляются проблемы:
а) создания информационной базы методического мониторинга, т.е. путей получения сведений по интересующим методистов вопросам;
б) кумулирование этих сведений в методических центрах;
в) построение поискового аппарата, позволяющего оперативно вводить и извлекать из системы необходимые данные.
Решение этих проблем требует создания автоматизированной базы данных, включающей как “электронное досье” на каждую библиотеку (ее реквизиты; статистические данные о ее деятельности; сведения о кадрах; фактографические данные о ее работе и нововведениях и т.п.), так и постоянно пополняемые итоговые статистические показатели по сети библиотек, фактографические и библиографические сведения о новшествах и их распространении.
Идеальным было бы создание такой ИПС, которая
объединяет сведения о всех объектах методического мониторинга, что позволяло
бы следить за всеми параметрами библиотечной системы и изменениями в ней
для принятия как оперативных, так и прогнозных методических решений.