ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА:
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Являясь структурным подразделением вуза, библиотека обеспечивает развитие его учебного, научного и культурного потенциала.
Исходя из определения ее функций, как учебной, научной и культурологической, следует говорить о специфике библиотеки вуза. Для выполнения поставленных задач, ей необходимо сочетание технологий разных библиотек – учебной, массовой, специальной.
Ежегодная обновляемость студенческой аудитории, дифференциация форм обучения в вузе, саморазвивающийся коллектив преподавателей способствуют созданию специфической читательской аудитории библиотеки высшего учебного заведения.
К числу ее основных черт следует отнести:
·четкое разделение на две стабильные группы профессорско-преподава-тельский состав и студенты;
·студенческая читательская аудитория характеризуется постоянной информационной заданностью (в соответствии с получаемым образованием), определенно молодежным составом при 5–6 летнем цикле полной обновляемости аудитории.
·профессорско-преподавательский состав создает особый поток текущего комплектования и выдвигает определенные требования к деятельности библиотеки.
Библиотека высшего учебного заведения курируется администрацией вуза. Контроль за технологией библиотечного обслуживания призван адаптировать библиотеку к условиям процесса обучения. В последнее время стиль подобного руководства определяет тенденции самостоятельной деятельности библиотечного коллектива и позволяет библиотеке, как социальному учреждению, мимикрировать в экономических, финансовых и прочих ситуациях.
В библиотеках осознали необходимость определения приоритетов своей деятельности в соответствии с планами и программами развития вуза, его Уставом и другими нормативными документами. Однако четкой концепций вузовских библиотек, регламентирующей планомерное развитие их деятельности, нет. В настоящее время перед ними стал круг проблем, не имеющих однозначного решения.
Говоря о проблеме финансирования следует отметить, что при отсутствии государственного у библиотек появилась возможность многоканального финансирования за счет внебюджетных средств вуза, платных услуг, оказываемых библиотекой, спонсорских пожертвований и т.д.
Сложился определенный перечень платных услуг, но их развитие в разных библиотеках идет неоднозначно из-за разной ресурсной базы, уровня организации работы, профессиональной подготовки кадров, а также психологических барьеров библиотекарей в восприятии информации как товара.
Вместе с тем введение платных услуг лишь смягчает, но далеко не решает весь комплекс финансовых проблем, стоящих перед вузовскими библиотеками. В них увеличивается разрыв между спросом и предложением, требованиями читателей и возможностями библиотек. Не случайно продолжает рост контингента студентов, обращающихся в краевую, городские библиотеки для выполнения учебных заданий или научной работы.
Отсутствие гарантий финансового обеспечения подготовки специалистов в рамках государственного бюджетного заказа приводит к созданию сектора платного обучения, конкуренции вузов за престижные специальности, росту числа универсальных вузов (университетов). Развитие платного обучения в стенах государственных вузов актуализирует проблему “информация – товар – деньги”, что провоцирует отказ от традиционного, бесплатного библиотечного обслуживания по старой “бескомпьютерной” схеме.
Платное обучение возможно и отразится на создании в структуре университета специальных информационных подразделений для определенных категорий студентов. Эта тенденция явно просматривается уже в том, что открытие конкурентоспособных факультетов сопровождается созданием вспомогательной инфраструктуры, например, факультетов довузовской подготовки (профильных, лицейских классов и т.д.).
Создание программ по решению обозначенных проблем, изучение и прогнозирование собственного развития позволит вузовской библиотеке добиться признания ее как равноправного участника процесса обучения и воспитания студентов, информационно-образовательной лаборатории вуза.