Борисова О.О.

БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Известный американский экономист Дж. К. Бэйлбрейт назвал рекламу “первосвященником материализма”.

Корни рекламы уходят в далекое прошлое. Однако поворотным моментом в истории рекламы явился 1450 г. – изобретение печатного станка. Первое из известных печатных рекламных объявлений появилось в Англии в 1473 г. Издатель Уильям Какстон сообщал о выходе книги духовного содержания.

В связи с дальнейшим развитием книгопечатания в Западной Европе формируется рынок издательской продукции. Появляется необходимость в информации о печатнике, издателе, книгах, имеющихся в продаже. Важную роль в рекламировании изданий отводят заголовкам.

Как правило, в них кратко пересказывалось содержание книги. По сути они включали в себя аннотацию к книге. Так, по почину книгопечатников формируется новый жанр рекламы – каталог.

1703 г. – важнейшая веха в развитии отечественной рекламы, когда по указу Петра I начинает издаваться первая русская газета. В 1728 г. появилась газета “Санкт-Петербургские ведомости”, издававшаяся Академией Наук. В ней печатались списки книг, выпускавшиеся Академией.

Понятие “библиотечная реклама” отсутствует в словарях библиотечных терминов, почти не встречается в научных и методических публикациях. Между тем в профессиональной литературе конца 20-х гг. довольно широко использовался термин “реклама” применительно к библиотечному делу. Так, в известном пособии Л.Б. Хавкиной “Руководство для небольших и средних библиотек” есть подраздел “реклама”, в котором рассмотрены различные ее средства и формы (печатные, рукописные, оповещения, объявления, световая реклама в общественных местах, по радио и в кино).

Н.К. Крупская в 1931 г. писала, что “каждая библиотека, как бы мала она ни была, должна уметь рекламировать себя”. Однако в трудах Надежды Константиновны это замечание затерялось среди терминов “пропаганда библиотеки”, “агитация за библиотечное дело” и им подобных.

В последующие годы в специальной литературе утверждаются понятия “пропаганда библиотеки”, “наглядная агитация”, заменившие термины “реклама” и “оформление библиотеки”. В тот период истории страны, когда приверженность господствующей идеологии была обязательной для всех, соответственно рождались термины, демонстрирующие политическую лояльность.

В этой связи обращает на себя внимание оправдательная интонация в определении рекламы у Л.Б. Хавкиной: для привлечения читателей “библиотека прибегает к рекламе в лучшем смысле этого слова, так как никаких корыстных целей она не преследует и никого не пытается вводить в заблуждение”. Видимо, разъяснение понадобилось потому, что в конце 20-х гг. возникло настороженное отношение к библиотековедам “старой школы”, якобы некритически воспринимавшим зарубежный опыт и проводившим идеи буржуазного библиотековедения.

Насаждаемые долгие годы методы “пропаганды библиотеки”, “наглядной агитации” с их идейным догматизмом и ориентацией на массы давно изжили себя, стали непопулярными. Сегодня, когда наше общество отказалось от многих принятых ранее понятий и представлений, новый смысл получила и реклама. Она стала необходимым атрибутом в деятельности многих культурных учреждений. Отсюда интерес специалистов к рекламе как к средству раскрытия возможностей библиотеки, формирования ее положительного имиджа у общественности.

Итак, следует отметить, что библиотечная реклама зародилась с появлением первых библиотек. Долгие годы это понятие не использовалось в отечественном библиотековедении. Ныне реклама становится неотъемлемой частью библиотечной деятельности. Однако разработки в области библиотечной рекламы стали появляться только в последние годы.

Hosted by uCoz