Аверьянов С.А.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

(НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

В ходе проведенного исследования на базе ЛОУНБ нами были выявлены позитивные и негативные аспекты маркетинговой деятельности библиотек.

К негативным тенденциям можно отнести такие как:

·отсутствие сектора маркетинга и специалистов по вопросам планирования, внедрения и продвижения услуг на рынок;

·нарушение комплексного подхода к планированию номенклатуры предоставляемых услуг, ценообразованию, продвижению услуг;

·невнимание к систематическому анализу профильного рынка, прогнозированию его развития, исследованию внешней маркетинговой среды, деятельности конкурентов, многоаспектному изучению потребительского спроса на библиотечные услуги;

·отсутствие системы критериев целесообразности внедрения новых и снятия с рынка услуг, не пользующихся спросом у потребителей;

·недостаточно четкое вычленение библиотекарями фактором внешней маркетинговой среды, влияющих на популярность библиотечных услуг у пользователей, невнесение необходимых коррективов в номенклатуру, объемы, качество, в ценообразование на предоставляемые услуги;

·неудовлетворительное состояние библиотечного фонда, ограниченное количество книг, выдаваемых читателю на абонементе за одно посещение, сравнительно короткие сроки пользования документами, узкий спектр предоставляемых населению услуг, недостаточно комфортная обстановка для работы в библиотеке (отсутствие гардероба, комнат для отдыха, негибкий режим работы, неоптимальный температурно-влаж-ностный режим, тесные помещения и т.п.), низкий уровень профессиональной подготовки кадров;

·отсутствие государственной поддержки, слабое методическое обеспечение процессов маркетинговой деятельности, незначительный опыт работы в данной сфере.

Наряду с негативными тенденциями удалось выявить и ряд позитивных моментов:

·среди пользователей общедоступных библиотек Ленинградской области преобладают практически все категории населения, а 94,6% респондентов чувствуют себя комфортно в посещаемой библиотеке, ценят доброжелательность персонала;

·библиотекари осознали значение рекламы, обеспечили себя данной формой коммуникации;

·услуги библиотек становятся более разнообразными, качественными, индивидуальными, их цены доступны пользователям.

Оценивая уровень развития маркетинговой концепции в деятельности общедоступных библиотек, можно сделать вывод о том, что основная концепция маркетинга в полной мере не реализована. Отсутствует культура маркетинга, нарушен комплексный подход. Не проведен разносторонний анализ результатов деятельности. Библиотеки не анализируют причины, под воздействием которых некоторые категории населения не являются пользователями библиотек. Из их поля зрения выпадает анализ деятельности конкурентов.

Не разработан алгоритм совершенствования маркетинговой деятельности библиотек в комплексе.

В связи с выявленными позитивными и негативными тенденциями в маркетинговой деятельности общедоступных библиотек можно порекомендовать некоторые мероприятия, которые позволят:

·привлечь в них новых пользователей;

·расширить номенклатуру библиотечных услуг, увеличить их объемы; подчеркивать бесплатность основной части библиотечных услуг, в отличие от аналогичных конкурентных услуг;

·максимально приблизить библиотечные услуги к месту работы, учебы, жительства потенциальных пользователей; сформировать комплексную стратегию продвижения библиотечных услуг на рынок;

·ввести индивидуальное обслуживание с помощью абонентных ящиков;

·создать максимально оперативное, удобное, комфортное и более дифференцированное обслуживание пользователей;

·создать обменный фонд, возродить внутрисистемные книгообмен;

·налаживать долгосрочные отношения с представителями местных органов власти и управления, с другими учреждениями культуры, со спонсорами, с индивидуальными и коллективными группами потенциальных пользователей;

·информировать широкие слои населения о позитивных моментах в деятельности библиотек, делая при этом акцент на уникальности и специфичности предлагаемых услуг;

·распространять в обществе позитивные мнения, оценки и суждения пользователей, специалистов, известных писателей, ученых, представителей власти, спонсоров о библиотеке и представляемых ей услугах;

·нейтрализовать негативные мнения о библиотечных услугах, которые могут возникнуть в силу тех или иных причин.

Hosted by uCoz