Булдакова Е. В.

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕТЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Интернет – это широкая информационная сеть с множеством неотфильтрованных информационных ресурсов. Нередко обращает на себя внимание невысокое качество сетевой информации.

Ученым приходится сравнивать электронные источники с печатными, проверять электронные архивы, чтобы ознакомиться с другими работами авторов, публикующих свои материалы в электронной форме. Демократичность и доступность публикации в сети Интернет нередко создает серьезные проблемы для пользователей. В будущем проблема качества информации может возрасти, так как увеличится число желающих опубликовать свои материалы в сети.

Некоторые поисковые системы пользуются услугами специалистов по оценке информации, другие предпочитают делать это автоматически. Во многих случаях проведение поиска по ключевым словам или предметным категориям даже в базах данных таких известных поисковых систем, как Yahoo!, Magellan или Alta Vista, требует дальнейшей оценки информации. Частью работы многих из сотрудников библиотек и информационных служб является выбор из массы имеющихся в сети Web-страниц тех, которые необходимы пользователям.

Политика отбора должна уделять особое внимание локальным приоритетам. Следует помнить о том, что производить оценку электронных ресурсов достаточно сложно, так как обзорная литература, существующая для печатных и аудиовидео-публикаций, еще не сложилась для материалов в электронном формате. Поэтому при консультации необходимо обращение к каталогам библиотек, журналам, коллегам, преподавателям высших учебных заведений, для того чтобы определить, насколько выбранные ресурсы являются подходящими для библиотеки.

Вследствие роста популярности сетевых ресурсов возникает проблема выбора определенных формальных критериев оценки электронной информации. Контроль оценки качества применялся в мире печатной продукции в течение сотен лет, и он подходит и к обращению с ресурсами из сети Интернет. К электронным материалам можно применять традиционные критерии оценки печатных ресурсов: аккуратность, авторитетность (научная репутация автора или издания), широта охвата материала, качество физической копии материала, своевременность информации и частота ее обновления, удобство доступа к информации (простота организации и поиска), язык публикации, стоимость (настоящая и прогнозируемая в будущем).

В дополнение к обычным критериям оценки печатных материалов, существует много критериев, применяемых именно при оценке электронных ресурсов: дополнительное требование компьютерного и программного обеспечения, наличие рекламной информации, удобство в организации доступа к ресурсам, стоимость сетевых материалов, возможность помощи пользователям и их обучения, стабильность сетевых ресурсов, возможность получения долговременного доступа к ним, удобство лицензионных соглашений, наличие задержек при доступе к материалам вследствие перегрузки сетей, возможность соблюдения авторских прав, определение степени надежности продавца и возможности дальнейшего сотрудничества с ним, степень потенциального использования (учет количества пользователей и частота обращения к материалам), удобство компьютерного интерфейса для пользователей и сотрудников библиотеки и т.д.

Существует три главных аспекта в процессе оценки сетевых ресурсов: 1) доступ, 2) качество, 3) простота использования.

1. Следует учитывать факторы стабильности Web-страницы, времени, затрачиваемого на копирование информации (в различные часы), изменения сетевого адреса Web-страницы в прошлом и возможного изменения в будущем, а также замены программно-аппаратного обеспечения компьютеров предполагаемых пользователей информации.

2. Вопрос качества раскрывается с двух основных позиций: а) авторитетности источника информации, б) собственно качества содержания, так как выбранный материал предпочтительно должен подвергаться предварительному рецензированию или же иному контролю качества.

С позиции “a)” – необходимо достоверное знание о лице или организации, ответственной за данную Web-страницу. Обычно этот вопрос становится понятен из заглавия, находящегося на первой странице, однако, если таковое отсутствует, возможен анализ сетевого адреса. Следует также изучить научную репутацию организации или отдельных авторов. Для этого возможно проведение консультаций с коллегами – специалистами по определенной предметной области либо уяснение того, какие еще материалы были опубликованы данным автором. Следует осторожно относиться к простому копированию списков сетевых ресурсов, представленных в сети индивидуальными составителями, а также к ресурсам, найденным посредством поисковых систем, которые не отличают качественные материалы от некачественных. В случае, если данный материал существует не только в электронной форме, но и в печатной или в виде CD-ROM, необходимо проверить идентичность материала в электронной форме его аналогам. Полезно также знать, существуют ли архивные копии материала, а также его систематизация авторитетными источниками (это особенно важно, например, по отношению к электронным журналам). Желательна возможность существования обратной связи с составителями Web-страницы в виде электронной или обычной почты.

С позиции “б)” выбранный материал предпочтительно должен подвергаться предварительному рецензированию или же иному контролю качества. Пользователи обратят особое внимание на статьи из журналов, имеющих ссылки или библиографические сведения. Web-страница должна быть свободна от грамматических ошибок, графический и табличный материал должен быть удобен для чтения. Следует отличать Web-страницы коммерческого и некоммерческого содержания, поскольку первые не всегда объективны. Информация должна быть своевременной и релевантной запросам конкретных пользователей, для которых ее отбирают. Следует также проанализировать полезность Web-связей для пользователей.

3. При отборе Web-страниц следует учитывать, насколько легко в них ориентироваться, существует ли карта Web-страницы, а также отсылки от любой ее части к началу. Для интерактивных Web-страниц, таких как поисковые системы, желательно иметь пункт “Помощь”, облегчающий пользование данной системой. Следует также обратить внимание на оформление Web-страницы.

Hosted by uCoz