Чепелева Л.Е.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

НА СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ

Электронные периодические издания (ЭПИ) – новый нетрадиционный способ коммуникации, появившийся в результате развития информационной технологии. На современном рынке информационной продукции и услуг России ЭПИ являются пока еще относительно небольшой категорией информационной продукции. Однако это активно развивающееся направление издательской деятельности.

В ходе анализа различных информационных источников – каталогов подписки гентства “Роспечать”, ГК РФ по связи и информатизации, “Каталога изданий ОНТИ” агентства “КИТ Лтд”, проспектов крупнейших всероссийских информационных центров и библиотек (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ГПНТБ России и др.), официального издания Государственного регистра баз и банков данных “Базы данных России: Каталог” НТЦ “Информрегистр” – было выявлено 125 периодических изданий, выходящих в 1999 г.

Интересно, что дублирование информации об ЭПИ, приводимой различными информационными источниками составляет всего 5–7%. Поэтому для получения полного представления обо всем многообразии существующих ЭПИ необходимо обращаться ко всем перечисленным каталогам и справочным изданиям.

Все выходящие сегодня в России ЭПИ с точки зрения технологии их распространения можно разделить на тиражируемые и сетевые (доступные через телекоммуникационные сети).

Тиражируемые ЭПИ создаются на различных носителях информации. Наибольшее их количество выпускается на CD-ROM (78,7%), а также выходят издания на дискетах 3,5” (21,3%). Некоторые издания выпускаются сразу в двух вариантах – на компакт-диске и дискете, например, сборник “Компьютерные игры для детей”.

Тематический состав ЭПИ весьма широк. Самое большое число изданий посвящено научно-технической и медицинской тематике (30,4%); экономике, бизнесу и предпринимательству (23,2%); информатике, компьютерному оборудованию и технологиям для программистов и пользователей (22,4%). Несколько меньше ЭПИ по праву и законодательству (8%). Выходят также ЭПИ универсального характера – базы данных (БД) текущего государственного библиографического учета РКП, “Books in print” (7,2%); ЭПИ по социально-гуманитарным наукам – литературоведению, науковедению, философии, социологии, языкознанию, по культуре и образованию (5,6%); ЭПИ игр и развлечений (3,2%).

По характеру заключенной информации ЭПИ представляют собой: постоянно обновляемые библиографические базы данных с поисковым аппаратом, позволяющим проводить многоаспектный поиск и сортировку материалов, и системами личных настроек; полнотекстовые электронные документы; адресно-номенклатурные базы и банки данных; программные комплексы (сборники демонстрационного программного обеспечения или свободно распространяемых утилит – антивирусных и др. программ); мультимедийные продукты (компьютерные игры и др.).

Основными направлениями развития ЭПИ являются:

    1. распространение в электронном виде точной копии печатного издания с возможностью распечатки его на бумаге (компьютерные версии межведомственного информационного бюллетеня “Образование в документах”, журналов “Юридический мир”, “Товары и цены” и т.д.);
    2. распространение только в электронном виде изданий с разнообразными компьютерными возможностями – гипертекст, гипермедиа, анимация и др., (“Аурамедиа”, “Попурри Персонал-компьютер”, программные комплексы “ЮСИС-ПРАКТИК”, “ЮСИС-УНИВЕРСАЛ” и т.д.);
    3. выпуск традиционных печатных периодических изданий с приложениями на машиночитаемых носителях;
    4. повторное распространение в электронном виде копий печатных изданий, кумулированных за определенный, продолжительный период времени – от 1 года до нескольких лет и снабженных поисковыми системами.
Как правило, ЭПИ выходят с периодичностью 12–2 раза в год (80,8%), но есть и ежегодники (19,2%).

Технология распространения тиражируемых ЭПИ предполагает наличие собственного производства (фирмы по изготовлению) и каналов распространения такого издания. Поэтому с развитием в России телекоммуникационных сетей и, прежде всего, Интернет растет число сетевых ЭПИ, гораздо более удобных для издательской деятельности в области оперативной информации.

Средства массовой информации составляют в российском Интернет одну из наиболее богатых по содержанию тематических групп информационных ресурсов. Сведения об ЭПИ, доступных в сети, можно найти, в частности, в справочнике “Желтые страницы INTERNET’98. Русские ресурсы” (СПб, 1998), претерпевшем уже несколько переизданий и являющемся своего рода энциклопедией русского Интернет, и в ряде других каталогов и справочников. На серверах Интернет ЭПИ представлены гипертекстовыми версиями печатных изданий, которые появляются в сети одновременно с выходом “твердой копии”, а иногда и раньше, а также изданиями, существующими только в сети, но выходящими периодически и оформленными в стиле прессы. Сайты новостных и информационных агентств являются самым оперативным источником информации о событиях в общественно-политической жизни общества, экономике, бизнесе, культуре, спорте и др.

Несмотря на интерес к ЭПИ со стороны пользователей, до сих пор большим спросом пользуются традиционные формы информации. Эти формы более привычны большому контингенту потребителей информации. Тем не менее ЭПИ имеют перспективу использования в будущем. Предоставление возможности работы с ЭПИ повысит эффективность обслуживания абонентов библиотек. К преимуществам ЭПИ, по сравнению с печатными, следует отнести более короткий срок поступления к пользователю, возможности копирования в память ПК пользователя, быстрого извлечения нужной как текущей, так и ретроспективной информации по всей теме и отдельным ее аспектам и др. Цена ЭПИ ниже, чем печатных аналогов, что немаловажно для библиотек, при докомплектовании фондов необходимыми периодическими изданиями дешевле купить диск с текстами годовых комплектов этих изданий за несколько лет.

Hosted by uCoz