Пичушкина Т.М.

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

УЧЕБНОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Вопросы оптимальной организации библиотечного фонда и всей деятельности библиотеки любого высшего учебного заведения всегда являются актуальными, определяющими качество подготовки специалистов и уровни развития научно-исследовательской деятельности вуза. Этим аспектам посвящено значительное число библиотековедческих исследований и публикаций. Особо отмечается зависимость всей постановки деятельности библиотеки от качества и полноты ее документного фонда. Поиски методов построения библиотечных фондов вузов содержатся в трудах Н.Е. Олехнович, Е.П. Титовой, Г.Ю. Макаган и др. Сложилось представление о модели фонда, определяющей образ, содержание, построение, особенности функционирования и использования, прогноз его развития в перспективе.

В современный период подход к моделированию библиотечных фондов высших учебных заведений приобретает новые требования и направленность в связи с введением с 1995 г. по каждой специальности государственного образовательного стандарта, определяющего общее содержание подготовки высококвалифицированных специалистов. Стандарт содержит четыре комплекса учебных дисциплин:

1).общие гуманитарные и социально-экономические;

2). математические и естественнонаучные;

3). общепрофессиональные;

4). специальные.

В рамках этой структуры формируются курсы по выбору студентов, специализации, факультативные дисциплины. По нашему мнению эти комплексы четко определяют структуру и содержание учебного фонда библиотеки вуза. При этом содержание подфондов первого и второго комплексов профилируется в соответствии с особенностями профессиональной направленности специальности. Особое значение приобретает всемерное отражение в содержании документов фонда потребностей и особенностей региона, где действует вуз, научных профессиональных проблем.

Акцент на полное информационное обеспечение реализации государственного образовательного стандарта по конкретной специализации, квалификации в вузе – ответственная задача библиотеки. Но в вузе, как правило, осуществляется подготовка студентов по нескольким родственным специальностям. По существу расширяется и содержание библиотечного фонда. Одна его часть создается по первому и второму комплексам образовательных стандартов, ибо перечень гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных дисциплин, как правило, для всех специальностей един; вторая часть фонда дифференцируется по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Именно такой подход, на наш взгляд, позволяет сделать библиотечный фонд компактным, информационно полным в соответствии с профилем вуза.

Новые тенденции развития профессионального образования в России отражаются и на усилении научной ориентации библиотечных фондов вузов: расширяются их профили, информативность. Особое внимание обращается на представление в них научных документов о развитии качества высшего образования. Более того ставится вопрос о превращении библиотеки вуза в исследовательскую, что позволяет студентам овладевать практическим и научным подходом в единстве к своей профессиональной деятельности. В модели библиотечного фонда меняется характер его комплектования и организации с использованием электронных систем, введением дистанционного обеспечения учебной и научной информацией студентов и профессорско-преподава-тельского состава вуза. Широкое распространение получает практика создания в вузовских библиотеках особых фондовых подразделений, доступных для жителей региона, в котором действует вуз, превращение вузовских библиотек в публичные.

Создание новых современных моделей библиотечных фондов вузов и их реализация в современный период является важным фактором перспективного развития всей системы подготовки специалистов в любой отрасли народного хозяйства и культуры.

Hosted by uCoz