Данилов И.А.
ПРОГРАММИРОВАННАЯ КНИГА

        Программированная книга тесно связана с учебой и учебно-производственной литературой. Назначение этой книги – обеспечить программированное обучение как в условиях школы, так и при самостоятельной работе.
Важнейшая особенность программированного обучения – наличие пошаговой (покадровой) обратной связи, позволяющей обнаружить и устранить рассогласование между объективным содержанием учебного материала и его субъективным отражением в сознании учащегося. Необходимость организации обратной связи предъявляет к содержанию и структуре программированной книги специфические требования. Можно выделить три вида программированной книги:
    1) линейная;
    2) разветвленная;
    3) комбинированная.
        Помимо обучающей программированной литературы (обучающих программ) широкое применение нашли контролирующие программы. В частности, такие программы позволили ГИБДД (ГАИ) обеспечить в условиях резкого роста числа автолюбителей оперативный прием экзаменов на право вождения автотехники без существенного расширения экзаменационных комиссий.
Первые программированные пособия были разработаны в начале 20-х гг. нашего столетия в США (С. Пресс, Б. Скиннер). Одновременно аналогичные работы осуществлялись в российском ЦИТ под руководством проф. А.К. Гастева. Широкий интерес к программированной литературе в Советском Союзе наметился в 60-е гг. Был создан коллектив лекторов при обществе «Знание» под руководством академика АН СССР А.И. Берга, велись семинары ведущих психологов и педагогов под руководством академика УССР Б.В. Гнеденко и др.
Вслед за Москвой в разработку проблем программированного обучения включились Ленинград, Новосибирск, Киев, Минск, Ташкент, Ростов, Тбилиси, а затем и все крупные учебные центры. Руководство теоретической и практической деятельностью в этой области было возложено на Министерство высшего и среднего специального образования СССР.
        Вопросы теоретического обоснования программированного обучения и обучающих программ рассмотрены в многочисленных работах педагогов и психологов (И.И. Тихонов, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда, Д.Б. Эльконин, Т.А. Ильина, Л.Б. Ительсон, А.М. Матюшкин, В.П. Беспалько и др.). За последние десятилетия издано большое количество программированных учебных пособий, прежде всего, для технических дисциплин высших и средних специальных учебных заведений. Активное участие в этой работе принимали не только внутривузовские, но и центральные издательства («Знание», «Высшая школа», «Энергия», «Колос» и др.).
Большое количество программированной литературы издано и издается за рубежом, прежде всего, в США, Франции, Англии, Японии. В целом программированная литература и работы, посвященные теоретическому обоснованию программированного обучения, насчитывают десятки тысяч наименований. Это новая обширная область для книговедческих исследований.
Hosted by uCoz