Кириллова О.В.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

В КРУПНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Всероссийский институт научной и технической информации РАН и Миннауки РФ (ВИНИТИ) является крупнейшим информационным центром России, осуществляющим подготовку информационных продуктов по естественным, точным и техническим наукам с целью обеспечения всех категорий пользователей информацией о мировых достижениях в области науки, техники и производства путем аналитической обработки поступающего в Институт потока научно-технической литературы. Ежегодно информационная система ВИНИТИ, включающая Реферативный журнал (РЖ) в традиционном печатном варианте, Электронный реферативный журнал (ЭлРЖ), базы данных и другую аналитическую информацию, пополняется более чем одним миллионом документов, из которых 40% составляют отечественные источники, 60% – зарубежные. ВИНИТИ обрабатывает литературу из 80 стран мира более чем на 40 языках.

Комплектование фондов литературы является неотъемлемой и основной функцией как библиотек, так и информационных центров (ИЦ). Однако эта функциональная составляющая имеет существенные различия в библиотечной и информационной технологиях. Различия эти предопределены, главным образом, целевыми установками, которыми руководствуются комплектаторы при выполнении своих задач. Если основной целью комплектатора библиотеки является обеспечение информационно-библиотечных потребностей читателей библиотеки, удовлетворение читательского спроса на первоисточники в пределах библиотеки, то цель комплектатора ИЦ более сложна. Его задача имеет двойственный характер. Комплектатор, с одной стороны, должен удовлетворить потребности референтов и редакторов всех тематических направлений, по которым ведется подготовка информационных продуктов в информационном центре, обеспечивая технологический процесс необходимыми изданиями, план и объем издательской деятельности в соответствии с принятым тематическим рубрикатором. С другой стороны, он должен учитывать, что конечным пользователями комплектуемых изданий являются все-таки внешние потребители – научные сотрудники и специалисты, преподаватели, аспиранты, студенты и другие категории пользователей, которые после изучения информационных продуктов, подготовленных информационным центром, захотят получить первоисточник заинтересовавшего их документа.

В информационном центре имеется две параллельно существующих категории потребителей информации – внутренние и внешние, что и предопределяет особенности комплектования входного потока литературы информационного центра.

Нельзя также сказать, что в информационном центре происходит процесс комплектования фонда литературы, как это формулируется в библиотеках. Фонд литературы в ИЦ – это одна из составляющих обрабатываемого входного потока. При разнообразии тематических направлений, наличии больших объемов подготавливаемых информационных продуктов и ограниченности финансовых возможностей комплектаторы ИЦ используют все возможные каналы получения литературы, независимо от того, поступит ли полученная литература в фонд ИЦ, вернется ли своему постоянному владельцу (библиотеке, ученому и т.п.), останется ли в виде электронного издания в удаленном или локальном доступе. Основная цель в этом случае – обеспечение полноты и качества отражаемого мирового потока литературы в информационных продуктах ИЦ.

Вышесказанное усложняет функцию ИЦ по обеспечению внешних пользователей первоисточниками. Организация этого процесса в ИЦ также отличается от функций библиотек. Продолжая рассматривать комплектование с точки зрения различий между библиотеками и информационными центрами, необходимо акцентировать внимание на специфики каналов (источников) получения информации.

Сравнивая каналы заказа и получения литературы для библиотек и ИЦ можно составить небольшую, но представительную таблицу, демонстрирующую разницу между возможностями получения литературы в этих двух социальных институтах:
 
Наименование

канала

Наличие канала в библиотеке
Наличие канала в ИЦ
Статус канала

(постоянный, временный)

Подписка + + Постоянный
Международный книгообмен + + Постоянный
Дар + + Постоянный
Бесплатная присылка изданий издательствами в рекламных целях - + Постоянный
Присылка изданий издательствами в рекламных целях в обмен на сведения о размещении рефератов в информационных продуктах - + Постоянный
Электронные издания в удаленном доступе* - + Временный
Электронные издания из собственных полнотекстовых баз данных* - + Постоянный
Использование фондов других библиотек* - + Временный
Использование фондов частных коллекций - + Временный

* – эти каналы в библиотеках не рассматриваются как функции комплектования, а относятся к системе информационно-библиотечного обслуживания.

Статус канала определяет в данном случае постоянство или временность поступающих по каналу изданий (постоянный канала – литература поступает в фонд ВИНИТИ, временный – возвращается владельцу или остается в удаленном доступе).

Hosted by uCoz