ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
БИБЛИОТЕК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Осуществляемый в Республике Беларусь курс на гуманитаризацию и гуманизацию образования способствовал обеспечению равных возможностей для получения полноценного образования детьми с особенностями психофизического развития.
В соответствии с современным международным подходом в 1992 г. коллегией Министерства образования Республики Беларусь была утверждена новая Концепция интегрированного обучения, воспитания и подготовки к жизни этой категории детей.
Роль библиотеки в процессе интегрированного образования определяется тем, насколько и какими именно путями они могут осуществлять социокультурную и образовательную реабилитацию аномальных детей, коррекцию их личностного развития.
Развитие информацию личности, всех ее творческих потенций, ее индивидуальности и составляет смысл коррекционно-развивающей работы Центральной библиотеки для слепых и слабовидящих граждан Республики Беларусь и Осиповичской районной детской библиотеки.
Специалистами разработаны инновационные развивающие методики на принципах игры и творчества. Вся система заданий, направлена не только на пробуждение творческой активности, но и способствует снижению несостоятельности, тревожно неуверенного “Я”, которое препятствует развитию познавательных интересов, установлению коммуникативных контактов с нормально развивающимися ровесниками.
Опыт констатирует, что наиболее естественное и органичное воссоединение аномальных детей со здоровыми происходит в клубах по интересах, где осуществляется организация опосредованного общения через продукты детского творчества (выставки картин и декоративно-прикладного искусства).
Установлено, что в процессе совместной работы дети гораздо лучше оценивают свои возможности, у них успешнее формируются рефлексивные умения. Позитивные мысли о своих способностях порождают чувства самоуважения и достоинства; корректировку своих недостатков.
Положительной стороной сотрудничества, на наш взгляд, является концентрация внимания и интереса детей на внутреннем мире другого, воспитании эмпатии, терпимости, у многих из них повышается уровень самооценки (есть, кто-то слабее меня, я могу помочь ему), складывается умение открыто, но тактично выражать свои чувства.
Деятельность библиотечных работников по коррекции развития аномальных детей требует определенных умений, особой психолого-педагогической подготовки, знаний некоторых приемов практической психотерапии. Необходимые сведения библиотечные работники из Осиповичской детской библиотеки получают в процессе обучения на совместно организуемых семинарах по актуальным проблемам работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.
Центральная библиотека для слепых в сотрудничестве с другими учреждениями ведет научно методическую работу по этой теме, организует круглые столы, конференции, проводит консультации, готовит сборники.
Обобщая сказанное, важно отметить, что, несмотря на практический опыт интеграции отдельных детей с отклонениями в развитии и начало исследовательских работ, в настоящее время библиотечная общественность не готова к реализации принципа интеграции.
Чем раньше мы осознаем, что ребенок должен воспитываться в радости, сотворчестве, без отрыва от жизни, тем скорее произойдет социальная адаптация детей с недостатками в развитии.
Думается, что именно библиотечное учреждение может помочь обществу принять и понять инвалида и стать важнейшим звеном в интеграции образования, начиная с детства.