Бирюкова Н.Н.

МЕСТО КНИГИ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

ЧИТАТЕЛЕЙ-ПОДРОСТКОВ

Формирование информационного общества создает благоприятные условия для оперативного получения информации. Для удовлетворения информационных потребностей учащиеся подросткового возраста все чаще используют телекоммуникационные системы, компьютерные технологии, Интернет.

Информатизация как в сфере образования, так и в сфере досуга несет с собой и негативные моменты: снижается престиж чтения, книга и чтение в структуре досуга школьников отходит на 2–3 место. Озабоченность библиотечной общественности вызывает и изменение структуры детского чтения, преобладание т. наз. делового чтения, чтения книг, необходимых для обучения.

Исследования студентов Самарской государственной академии культуры и искусств свидетельствуют, что ведущую роль для самарских школьников продолжают играть книги и телевидение как наиболее доступные источники информации. Чтение и просмотр телепередач занимает ведущее место и в структуре свободного времени.

Опрос подростков от 11 до 16 лет показал – большинство респондентов предпочитают получать информацию из книг (64% опрошенных). Анализ предпочтений в сфере досуга в зависимости от возраста убеждает, что приоритет чтения также сохраняется во всех возрастных группах подростков. Стоит, однако, заметить, что опрос проводился в стенах библиотеки и, следовательно, в сферу внимания исследователей не попали ребята, которые не посещают библиотеку или посещают ее крайне редко. Кроме того, определенную роль сыграл стереотип отношения к чтению как более серьезному и, значит, более престижному занятию. Но эта субъективная оценка отношения к телевидению и чтению не совпадает с реальным поведением читателей.

Соотношение количества времени, отводимого подростками на чтение и просмотр телепередач, свидетельствует в пользу телевидения. У экрана телевизора, согласно данным нашего исследования, подростки ежедневно проводят в среднем 2 часа, а на чтение книг затрачивают чуть более 1,5 часов в сутки.

Телевидение по отношению к подросткам выполняет информационную, социализирующую, развлекательную и другие функции, оказывает существенное влияние и на формирование школьника как читателя. Причем это влияние противоречиво. С помощью телевидения пробуждаются и развиваются познавательные интересы подростков, которые могут реализовываться в чтении, расширяется кругозор и информированность учащихся, воспитывается их информационная, в том числе и библиографическая культура, рекламируются прекрасные детские книги, в целом, формируется культурная среда, стимулирующая чтение. И в тоже время, затраченное на просмотр телепередач, вытесняет чтение в структуре досуга школьников, информированность ребят о содержании отдельных литературных произведений после просмотра телефильмов для многих из них замещает чтение литературы, у телезрителей формируется поверхностное восприятие, пассивное сознание, ограничивается развитие мышления, творческого воображения.

В ходе исследования были выявлены телепередачи, способствующие формированию культуры чтения школьников, служащие распространению библиографической информации. Прежде всего, изучалось влияние на чтение таких программ, как “Домашняя библиотека” и “Мир книг с Леонидом Куравлевым”, рассказывающих о новинках литературы, выпускаемых российскими книжными издательствами.

Отношение библиотекарей к этим передачам неоднозначно. Чуть более половины детских библиотекарей г. Самары считают такие программы действительно необходимыми как подросткам, так и руководителям чтением. Информация о книгах, полученная в ходе передач, по их мнению, расширяет кругозор, помогает ориентироваться в книгоиздательской продукции, способствует рекламе новой литературы. В качестве достоинства выделен тот факт, что, большое внимание уделяется научно-познава-тельной литературе для детей – энциклопедиям, словарям, справочникам.

Однако 46,7% работников детских библиотек считают, что названные передачи не в полной мере реализуют свои возможности. Среди причин, снижающих их действенность, были названы следующие:

·недостаточно качественный отбор книг для рекламы: в основном книги рекламируются с коммерческой целью, поэтому зрителям предлагается литература наиболее популярных жанров (детективы, любовные романы, фантастика) и очень редко в поле зрения передач попадает литература отечественной и мировой классики;

·слабое внимание к детской литературе: весьма ограничен репертуар рекламируемой детской книги, иногда из программы в программу рекомендуются одни и те же произведения;

·низкий уровень подачи информации. Сведения, предлагаемые в передаче, недостаточно полно отражают содержание рекламируемой книги, используются однообразные приемы рекомендации;

·неудобное время показа телепрограмм;

·отсутствие рекламируемых книг в фондах детских библиотек.

Все это приводит к тому, что влияние таких передач на чтение детей и подростков незначительно, крайне редко встречается в круге чтения школьников литература, рекламируемая по телевидению. Данные опроса показывают, что большая часть ребят (42%) очень редко обращается в библиотеку за книгой после просмотра передачи, а четверть школьников совсем не используют полученную информацию при выборе литературы и лишь 4% опрошенных всегда стремятся найти те книги, которые рекламировались в передаче.

Таким образом, телевидение для детей и подростков является одним из существенных источников получения информации, в том числе и о новых книгах, но, обладая огромными потенциальными возможностями в приобщении учащихся к книжной культуре, в распространении библиотечно-библиографических знаний, в пропаганде произведений литературы, живописи, музыки, использует их не в полной мере.

Эффективное положительное влияние библиографической телеинформации на детское чтение возможно лишь при соответствующей подготовке школьников. Немалая роль в этом принадлежит библиотекарю. Сотрудничество детской библиотеки и телевидения будет способствовать повышению престижа чтения в подростковой аудитории, формированию читательско-зрительской культуры, более полному удовлетворению информационных потребностей школьников.
 
 

Hosted by uCoz