Балашова Л.А.

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ КНИГА В ЧТЕНИИ ДЕТЕЙ 6–11 ЛЕТ

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Н. НОСОВА)

Юмористическая книга привлекает юного читателя в силу особенностей самого жанра. Произведения Н. Носова, автора многих веселых книг для детей, можно рассматривать как настоящий урок доброты и нравственности, воплощенный в высокохудожественной форме. В рассказах и повестях Н. Носова не противопоставляются злые и добрые герои, а сопоставляются по контрасту характеров.

В библиотековедческих исследованиях последних лет интерес детей к чтению юмористической книги не подвергался специальному изучению. В связи с этим нами проведено исследование на базе Мордовской районной детской библиотеки в 1998–1999 гг. по изучению отношения детей 6–11 лет к произведениям Н. Носова, читательского спроса и уровня восприятия, а также по выявлению соотношения желаемого и реального чтения его произведений разных жанров. Были использованы методы опроса (анкеты, интервью, статистический метод, анализ читательских формуляров).

Книги Н. Носова отмечены в реальном чтении детей. На вопрос: “Какую книгу ты читаешь сегодня?” 40 % детей 6–11 лет назвали произведения Н. Носова наряду с произведениями таких авторов, как Б. Житков, С. Маршак, А. Барто, В. Бианки, В. Осеева, А. Пушкин, А. Волков, К. Булычев, Дж. Родари. Отмечен Н. Носов и в желаемом чтении у детей 6–11 лет. На вопрос: “Какую книгу ты хотел бы прочитать?” читатели назвали конкретное произведение Н. Носова (“Живая шляпа”, “Дружок”, “Фантазеры”, “Замазка”, “Веселая семейка”). 63 % учащихся 5-го класса в желаемом чтении назвали “Приключения Незнайки и его друзей”, а 37% – повесть “Витя Малеев в школе и дома”. 80% пятиклассников определили авторство носовских книг, т. е. дети, знакомясь с Н. Носовым в дошкольном возрасте, к одиннадцати годам имеют устойчивое представление об авторе веселых книг – писателе Н. Носове.

У учащихся 1-го класса оказалось еще не сформированным представление о жанровых особенностях книг Н. Носова. Однако к 5-му классу понятие о рассказе, повести, сказке начинает складываться. Причем у 60 % пятиклассников зафиксирован возросший интерес именно к повести-сказке и роману-сказке Н. Носова о Незнайке. Чтение сказок Н. Носова от 11% у детей семи лет возросло до 33% у детей одиннадцати лет. Количество читателей, предпочитающих сказку другим жанрам Н. Носова, – повестям и рассказам, возрастает от 1-го к 5-му классу. Само проявление этой тенденции как явление регрессивно, так как жанр сказки, в том числе и литературной, должен постепенно уступать лидирующее место другим жанрам.

В целом чтение детей развивается в соответствии с особенностями возраста: увеличился объем прочитанных книг, представлены разнообразные жанры.

С целью углубить восприятие произведений Н. Носова и сформировать более активный и устойчивый интерес к его творчеству во всех его жанровых проявлениях использовались разнообразные формы и методы библиотечной работы с детьми. Игровые формы работы оказались наиболее популярны у читателей.

Таким образом, нами был определен круг чтения произведений Н. Носова детьми 6–9 и 10–11 лет, изучен уровень их восприятия. Книги Н. Носова пользуются постоянным и устойчивым читательским спросом. Даже повести о школе, написанные более сорока лет назад, благодаря своей нравственной проблематике морально не устарели. Имя автора знакомо большинству опрошенных.

Выявлены и апробированы наиболее эффективные формы и методы работы в детской библиотеке с произведениями Н. Носова. Стихийно сложившийся интерес читателей к юмористической книге нуждается в целенаправленной рекомендации, отборе лучших книг, использовании игровых форм работы с детьми.

Hosted by uCoz