Антимонова В.С.

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Средняя школа есть основа культуры народа. Понижение ее образовательного уровня повлечет за собой понижение уровня нашей культуры и приведет нас к полной культурной зависимости от других народов. Оно повлечет за собой и гибель демократии, ибо самоуправляться может только тот народ, у которого есть достаточное число действительно образованных государственных и общественных деятелей. Для этого нужна средняя школа с высоким учебным уровнем.

Среднее образование является тем систематизирующим фактором, который определяет экономическую, социальную и духовную сферу жизни общества.

Отношение государства к образованию, понимание его роли в развитии социума во все времена носило субъективный характер. Оно зависело от исторической эпохи, системы власти, личности государственного деятеля.

Система образования, в свою очередь, активно реагирует на все изменения, происходящие в обществе.

Образование в России в последнее десятилетие переживает трудности и противоречия переходного периода. У государства нет средств не только на развитие школы, но даже на ее содержание на прежнем уровне. До сих пор не разработана общая концепция российского образования.

В этих условиях наблюдается активизация деятельности местных органов власти в разработке концепций региональной образовательной политики, а также в поиске финансовых средств для их реализации.

Самара одним из первых российских городов в 1996 г. приняла концепцию развития образования, определившую общие ориентиры для работы городских образовательных учреждений. Учебные заведения получили право самостоятельно решать конкретные аспекты организации учебно-воспитательного процесса. Такой подход повышает ответственность руководителей и всех членов педагогических коллективов за результаты своей работы.

Обучение, воспитание и развитие детей в городе осуществляют учебные заведения различного типа: и инновационные (гимназии, колледжи, лицеи), и традиционные общеобразовательные. Некоторые из них привержены различным педагогическим школам, другие ищут свой путь развития.

Для обеспечения реализации образовательной политики в Самаре Управлением образования Администрации города в 1997 г. создан Центр развития образования (ЦРО), нацеленный на оказание информационно-методической поддержки базисного и регионального компонентов образования. Он создавался на взаимовыгодных условиях при долевом участии Московского городского педагогического университета (МГПУ). Одним из многочисленных структурных подразделений ЦРО является Самарский филиал МГПУ, обучающий студентов на платной основе.

В помощь учебному процессу здесь функционирует медиацентр, предоставляющий доступ к информации на разнообразных носителях не только студентам филиала МГПУ и сотрудникам ЦРО, но и другим абонентам. Среди них учащиеся, учителя и директора школ, библиотеки которых из-за мизерного финансирования не могут обеспечить полноту комплектования фонда педагогической литературы.

Медиацентр состоит из медиатеки и библиотеки, оснащен мультимедийным компьютером и другими техническими средствами; предполагается открытие лингафонного кабинета.

Библиотечный фонд насчитывает более 7 тыс. ед. хр. по различным отраслям знания. Приоритетными направлениями при комплектовании являются психология, педагогика, менеджмент, юриспруденция и английская филология, соответствующие профилю филиала МГПУ. В достаточном количестве приобретаются новейшие учебники и по предметам общеобразовательного цикла. Основной источник комплектования библиотеки – МГПУ, который осуществляет посредническую деятельность между московскими издательствами и ЦРО.

Значительным достижением ЦРО считается, совместно с Самарским отделением Российской академии естественных наук, Самарским госуниверситетом и областной научной библиотекой, открытие в начале 1998 г. лаборатории “Технологии Интернет в образовании, для внедрения новейших коммуникационных технологий. Специалисты лаборатории разработали городскую целевую инновационную программу “Технологии Интернет в школьном образовании на 1998–2002 гг.”. Одно из ее направлений – создание корпоративной информационной системы городской системы образования.

Программа рассчитана на следующие социальные группы: школьников и их родителей; учителей и методистов; управленческий аппарат городской системы образования и образовательных учреждений; ученых; социальных работников, занятых в общественной системе образования и воспитания нового поколения.

Реализация Программы будет способствовать эффективному использованию Интернет для формирования социо-культурной среды системы образования города, предоставит дополнительные возможности для развития одаренной молодежи независимо от характера и ориентации учебных заведений.

В 1999 г. между Самарским филиалом МГПУ и американским общественным (некоммерческим) фондом “Проект Гармония” заключен договор, согласно которому на базе ЦРО организован класс открытого доступа в Интернет. В качестве провайдера выступает ЗАО “Самара-Интернет”, предоставившее канал с пропускной способностью в 2 Мбит/с. Появилась возможность у всех желающих бесплатно в течение трех часов в день использовать ресурсы Интернет, но при условии умения работать непосредственно в среде автоматизированных информационных технологий.

Важным является не только наличие элементарных навыков работы с персональным компьютером и интерфейсами современных прикладных программ, но и умение вести информационный поиск, грамотно составить запрос. Большинство участников образовательного процесса – потенциальных пользователей этого класса – необходимых навыков не имеет и остается за пределами виртуального информационного пространства.

Организация системы повышения компьютерной грамотности учителей и школьников, а также создание корпоративной информационной системы городской системы образования – задачи, которые в ближайшие годы потребуют от Управления образования Администрации Самары активного поиска альтернативных источников финансирования.

Hosted by uCoz