Самохина Е.О.

ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

КАК ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В конце 90-х гг кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ проводилось исследование перспектив взаимодействия детской библиотеки с семьями читателей младшего школьного возраста, степени включенности родителей в процесс руководства чтением. Анкетирование родителей, проведенное в библиотеках г.г. Москвы и Тулы, показало, что многие из них (92% опрошенных) высказались за установление взаимодействия с детской библиотекой. 80% респондентов хотели бы получить дополнительные знания из области педагогики и психологии.

Практика работы детских библиотек России показывает – наиболее эффективной формой педагогического просвещения родителей является организация для них специального лектория. Исходя из этого, кафедрой был разработан лекторий, состоящий из трех взаимосвязанных циклов.

Первый цикл лекций посвящен рассмотрению возрастных особенностей ребенка-читателя, педагогических аспектов руководства чтением. Не секрет, что именно слабая осведомленность многих родителей в области педагогики, отсутствие психологических знаний мешает им адекватно понять характер духовных потребностей ребенка, эффективно руководить чтением. Лекции “Психологические особенности младшего школьника”, “Зона ближайшего развития ребенка 7–10 лет”, “Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками”, “Психологические аспекты литературного творчества учеников начальных классов” дают научное представление о закономерностях развития памяти, мышления, восприятия, воображения ребенка-читателя 7–10 лет.

К чтению лекций первого цикла по возможности нужно привлекать профессиональных психологов. Такое сотрудничество не только положительно сказывается на качестве лекций, но и повышает социальный престиж детской библиотеки, усиливает общественный интерес к ее работе. Это особенно важно для провинции, где количество центров педагогического просвещения зачастую ограничено.

Второй цикл лекций, касающийся вопросов формирования круга детского чтения, творчества отечественных и зарубежных авторов, базируется на следующих концептуальных положениях:

1. В детские руки не должна попасть ни одна плохая книга, поэтому круг чтения учеников начальных классов включает произведения, ставшие достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

2. Направленность чтения на развитие творческого мышления, творческого воображения, творческой деятельности ребенка.

3. Учет читательских интересов и предпочтений.

4. Опора на народную педагогику и культуру.

Лекции “Стихи и сказки С.В. Михалкова”, “Вообразилия Б.В. Заходера”, “Грамматика фантазии Дж. Родари”, “Мудрый волшебник – С.Я. Маршак”, “Малыш, Карлсон и другие” (произведения А. Линдгрен), “Сказка встречает друзей” (о книгах Т. Янсон), “В мире героев Н.Н. Носова” знакомят родителей с лучшими произведениями для детей, помогают формированию круга чтения младшего школьника.

Нетрудно заметить, что большинство лекций второго цикла посвящено литературной сказке – жанру, особенно любимому детьми. Вместе с тем некоторые родители считают, что в возрасте 8–9 лет ребенку пора “вырастать из сказки” и приобщаться к более серьезной литературе.

Выступая с лекциями, библиотекарь должен настойчиво проводить мысль: сказка нужна в любом возрасте (недаром к ней обращаются и взрослые люди), отказ от сказки сегодня может обернуться серьезными пороками воспитания завтра.

Известный российский педагог М.А. Рыбникова обосновала актуальный для нашего времени подход к отбору произведений для детского чтения. Она выделяет такие требования, как “Насыщенность нравственными проблемами, высокая художественная ценность, совпадение с мироощущением ребенка”. Всеми этими качествами в полной мере обладает сказка – жанр наилучшим образом способствующий становлению творческой личности читателя – младшего школьника. Об этом педагогическом процессе идет речь в третьем цикле лекций.

Данный цикл знакомит родителей с наиболее эффективными методиками воспитания творческого читателя. Лекции “Литературные игры в семейном кругу”, “Читаем и рисуем вместе с ребенком”, “Путешествие по сказкам”, “Литературный театр дома”, “Выразительно читаем и рассказываем ребенку”, “Домашний литературный журнал”, основанные на работах Ю.П. Азарова, Н.Л. Голубевой, З.Н. Новлянской, Э.И. Ивановой, И.С. Чернявской, проводят педагогическое положение о прямой зависимости, существующей между уровнем литературно-творческого развития ребенка и заинтересованным участием взрослого в его читательской деятельности.

Педагогическое просвещение родителей сотрудники детских библиотек могут проводить и в других формах. Так, родителей, принимавших участие в анкетировании, просили ранжировать по значимости следующие возможные формы сотворчества детской библиотеки с семьями читателей:

    1. Инсценирование литературных произведений.
    2. Встречи с писателями, художниками, артистами.
    3. Литературные утренники, викторины, игры.
    4. Работа семейных клубов в библиотеке.
В этом перечне первое по значимости место заняла работа семейных клубов. В контексте рассматриваемой проблемы следует отметить, что данная форма массовой работы позволяет библиотекарю на практике реализовать теоретические положения лекций, способствуя дальнейшему педагогическому просвещению родителей.
Hosted by uCoz