Михеева Л.Я.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Изменения и преобразования в нашем обществе, развитие новых экономических отношений, частного предпринимательства повысили заинтересованность специалистов в получении информации. Им нужна комплексная концентрированная информация. Важно выявить проблемы, над которыми работает специалист.

Функции библиотек расширяются, переплетение инновационных процессов с традиционными дает новый, отвечающий современным требованиям результат. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение специалистов на более высоком уровне. Компьютеризация меняет технологию информационно-библиотечных процессов. Расширяется круг пользователей современных баз данных, электронных сводных каталогов. Появились кабинеты экономической и правовой литературы, деловой информации и др. Расширились услуги, оказываемые библиографическими службами при поиске необходимых фактов и сведений. Актуальной проблемой является расширение библиотеками спектра платных услуг, предоставляемых организациями коммерческим структурам и отдельным читателям – при сохранении бесплатности основных традиционных форм библиотечного обслуживания.

Библиографическое информирование – один из самых сложных и трудоемких видов библиографического обслуживания. Оно ведется на основе специальных карт, в которых учитывают профиль предприятия, планы социально-экономического развития и т.д. Анализ карт дает возможность определить наиболее целесообразное по тематике и назначению информирование, максимальное приближенное к задачам конкретного коллектива. Благодаря обратной связи совершенствуется система ИРИ, в ходе которой библиограф узнает, как оценивает потребитель точность и полноту информации. Информирование с максимальной полнотой возможно только при использовании текущих библиографических пособий, а также внутрижурнальных и прикнижных материалов.

Информирование в режиме ДОР и ТОР предусматривает обеспечение материалами, содержащими результаты анализа и обобщения большого количества документов. По-прежнему действенной формой библиографической информации являются тематические обзоры литературы, которые проводят во время выставок-просмотров.

Применяется форма группового информирования – “кольцевая почта” для кафедр, отделов и др. Многие библиотеки в качестве абонентов групповой информации выделяют работников местных органов управления, ведущих специалистов, депутатов и т.д. Развивается опережающее “беззапросное” информирование, в основе которого лежит прогнозирование запросов в соответствии с наиболее актуальными задачами дня.

Сейчас библиотеки не могут существовать автономно друг от друга. Только сознательно разделяя труд и ответственность, развивая новые формы сотрудничества, они могут решать задачи, расширять услуги, снижая их себестоимость. И в этом смысле новые технологии просто вовремя подоспели. Крупные центральные библиотеки должны стать гарантами обеспечения необходимой литературой, а остальные обеспечить доступ к этой литературе. Областная библиотека должна вести учет баз данных в масштабах региона. В Самарской областной библиотеке на сегодняшний день 19 баз данных. В зале специалистов одновременно десять читателей могут пользоваться Интернет. Областная библиотека должна выступить как координирующий и кооперирующий центр для библиотек всех типов и ведомств региона по детальному изучению информационных потребностей специалистов, их удовлетворению на региональном уровне.

В центральной библиотеке г. Тольятти благодаря фонду Сороса открылся “Интернет-класс” на 10 мест. Читатели могут бесплатно подключаться к сети Интернет и получать информацию.

Необходима национальная программа создания и предоставления информационных ресурсов страны массовому пользователю на основе использования новейших информационных технологий. Формирование эффективного хозяйственного механизма позволит библиотекам успешно выполнять информационные, социально-образова-тельные и культурно-досуговые функции.

Hosted by uCoz