Матлина С.Г.

БИБЛИОТЕЧНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ:

ОТ ПОИСКОВ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ –

К ОБРЕТЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Краеведение сегодня входит в число приоритетных содержательных направлений работы публичных библиотек, как универсальных научных, так и городских, районных, сельских. Документация из различных регионов страны свидетельствует, что одновременно с увеличением объема деятельности – по количеству выполненных запросов, числу пользователей, расширению справочно-поискового аппарата и другим параметрам – в библиотечном краеведении происходят качественные изменения. Его содержание перерастает рамки, зафиксированные в недавно изданном терминологическом словаре “Библиотечное краеведение” (Спб, 1998), в работах известнейших исследователей проблемы А.В. Мамонтова, Н.Н. Щербы, Н.Н. Кушнаренко.

Определяя содержание, авторы делали акцент на сборе, хранении и предоставлении в общественное пользование краеведческих документов, а также информации о них. При этом предусматривались определенные ограничения. Например, документы рассматривали как совокупность содержательных и формальных (выделено нами – С.М.) признаков, оговаривали небольшой удельный вес неопубликованных материалов( дабы библиотека не превратилась в архив), а также предпочтительный характер работ комплексного содержания перед теми, которые включают фрагменты знаний о крае. Эти взгляды полностью соответствовали сложившимся представлениям о публичной библиотеке, характеру и размаху ее краеведческой деятельности.

Сегодня мы имеем дело с качественно иной библиотекой, концептуальные изменения которой наиболее четко прослеживаются в краеведении. “Монотонный” тип ее развития в последние 7–8 лет сменился “инновационным”. Из моностилистического культурного института, ориентированного на сбор, хранение и продвижение прежде всего печатных документов, библиотека превращается в полистилистический. Нарушаются привычные каноны, когда при небольшой сельской или районной библиотеке начинают, например, функционировать историко-этнографический или мемориальный музей (а иногда и тот, и другой, как в удмуртском селе Малая Пурга), фольклорный ансамбль, воссоздаются местные обряды и праздники. При этом традиционные библиотечные функции не исчезают, они проявляют себя иначе – в синтезе с новыми формами культуротворчества.

Причины таких изменений объективно обусловлены. Как в любое неустойчивое, “смутное время”, в России происходит утрата идентичности на индивидуальном и групповом уровнях. Это в свое время показал Г. Зиммель в “Философии культуры”. На это обращают внимание в последних работах отечественные ученые (П. Гуревич, Л. Ионин, Б. Ерасов и др.) Ущемленное чувство национальной гордости, связанное с распадом страны, поражением в холодной и “горячих” войнах, резкое снижение жизненного уровня большинства населения, потеря многих социальных завоеваний, наконец, насильственная вестернизация культуры, выдаваемая за ее модернизацию – эти и другие факторы вызвали потребность в поиске собственных “корней”. Людям надоело смотреть на прошлое как на неупорядоченный набор негативных событий и фактов, Возникла потребность в единой целостной картине жизнедеятельности различных слоев населения, каждый из которых внес свой вклад в культуру страны.

Целью библиотечного краеведения становится аутентичное восстановление культурной среды, при котором у человека появляется возможность почувствовать свое присутствие в ней, личную причастность к культуротворчеству, пусть и опосредованно – через предков или земляков. На “старом” историческом материале краеведение создает новые, социально значимые смыслы, ибо, по М. Веберу, смыслами становятся идеи, соотносящиеся с действиями множества людей, адекватные им. В задачи библиотечного краеведения входит воссоздание артефактов культуры, независимо от того, зафиксированы ли они в печатном издании или нет. Отсюда “бум” поисковой, архивной работы в небольших библиотеках, на основании которой создаются “Летописи села, города”; изучение биографий не только знаменитых земляков, как это было еще недавно, но и частной жизни “маленького” человека, составление генеалогического “древа” того или иного местного семейства; семиотическое, знаковое осмысление не только труда, но и быта, жизненного уклада прежних поколений.

Так в библиотеках появляются постоянные экспозиции, в которых присутствуют старинные прялки, платья и полотенца из “бабушкиных сундуков”, георгиевские награды прадедов, документы, старинные книги и открытки из личных коллекций с указанием имен их создателей и владельцев. Зачастую именно “фрагмент”, допустим, выцветшая фотография сгинувшего на войне брата, мужа или скудные сведения о сотруднике первой земской библиотеки, становятся отправной точкой для воссоздания многомерного образа местной интеллигенции и ее подвижнической, просветительской деятельности. При этом выстраиваются ассоциативные связи, допустим, между деятельностью земства и сегодняшних органов местного самоуправления, традициями массового празднования Рождества, Пасхи или Троицы и современных народных гуляний, восстанавливаемых с этнографической дотошностью.

В этом же смысловом ряду – движение по восстановлению “павленковских” библиотек на Урале и в Сибири, основанных на деньги выдающегося русского издателя; воссоздание земских библиотек, например, в с. Скородном Губкинского района Белгородской области, но уже в модернизованном варианте, подключенной к Интернет, имеющей наряду с другими подразделениями историко-этнографический музей и одновременно сектор правовой информации населения.

Библиотечное краеведение сегодня занимается и воссозданием традиций высокой культуры. Отсюда распространение литературно-музыкальных гостиных, проведение костюмированных молодежных балов в Татьянин или Валентинов день и даже появление библиотеки-салона, посетители которой с удовольствием участвуют в “разговорах ученой образованности” (по Ю.М. Лотману), музицировании и литературных играх. В сценариях вечеров, кстати, составляемых библиотекарем вместе с читателями, фигурируют имена деятелей русской культуры, так или иначе связанных с краем, в том числе малоизвестных местных поэтов и художников Золотого и Серебряного века. Апофеозом такой работы можно назвать подготовку и празднование 200-летия А.С. Пушкина, постижение жизни и творчества которого позволило библиотекам глубоко изучить и достойно представить местный материал о поэте и его эпохе.

Таким образом, библиотечное краеведение сегодня становится сферой деятельности, где через множественность форм, и прежде всего семантику зрелищно-игровых образов, происходит соединение “дней нынешних и дней минувших”, срастание, накопление, перерабатывание в единое целое “высокой” и массовой, в том числе народной культуры. Все то, что М. Мамардашвили называл “духовным склеиванием своих собственных структур и связей”, позволяющем человеку стать осознанным субъектом развития страны, участвовать в осуществлении ее национальной идеи.

Hosted by uCoz