Емельянова Н.А.

К ПРОБЛЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАУЧНЫХ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО НИИ

(НА МАТЕРИАЛЕ НАУЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

МНИИ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИМ. ГЕЛЬМГОЛЬЦА)

Московский научно-исследовательский институт глазных болезней им. Гельмгольца, основанный на базе Алексеевской глазной больницы, стал продолжателем лучших традиций этого учреждения.

Городская глазная больница им. В.А. и А.А. Алексеевых (1900) –одна из первых офтальмологических клиник города. С начала своего существования больница развивалась не только как лечебное, но и как научное учреждение: проводились научные конференции, реферировалась литература, проходили практику земские врачи. Уже в течение первых лет с момента открытия больницы ее врачами сделан целый ряд сообщений в медицинских журналах. Поэтому закономерен факт открытия в больнице научной библиотеки для врачей, состоящей из книг и периодических изданий по офтальмологии. Основой библиотеки послужили частные дарения директора больницы, ее попечителей, а также известных офтальмологов. Библиотека для врачей занимала важное место в больнице, способствовала научному информированию врачей.

Книжное наследие Алексеевской глазной больницы – часть научной медицинской библиотеки Московского НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Библиотека в настоящее время представляет собой многотысячный фонд книг, периодических изданий и рукописей, хорошо известна специалистам не только Москвы, но и страны. В фонде библиотеки представлена литература по всем направлениям современной офтальмологии. Благодаря богатству документного фонда и новым информационным технологиям библиотека оказывает помощь врачам и научным сотрудникам в решении научных и практических задач лечения больных, способствуя непрерывному образованию специалистов.

Важное условие эффективного библиотечного обслуживания – создание научной типологии читателей. Внимательно изучив читательскую аудиторию и такие параметры, как активность посещения библиотеки, самостоятельность читателя при выборе книг и поиске информации, активность во взаимоотношениях с библиотекарем, мы выделяем четыре читательские типа.

Основа нашей дифференциации – навыки работы с информацией (информационная культура) и уровень образования.

Первый читательский тип: небольшая группа читателей, куда относятся средний и младший медперсонал, представители немедицинских специальностей. Как правило, это лица не имеющие высшего образования. Цели обращения в библиотеку, в основном производственные, реже – самообразовательные. Основной канал получения информации у среднего медработника обычно неформальный – через связь “врач-медсестра”, отсюда редкое самостоятельное посещение библиотеки. Читатели этого типа основными источниками получения информации считают учебники, справочники. Новизна информации для них не столь важна. Из периодических изданий охотно используют научно-популярные издания.

Цель образовательной деятельности библиотеки в их обслуживании – воспитание такого уровня информационной культуры, когда посещение научной библиотеки станет обязательной частью трудового процесса. Необходимо расширить научный кругозор, привить навыки работы с научными изданиями.

Второй читательский тип: большая группа специалистов, в состав которой входят ординаторы, аспиранты первых лет обучения, многие практические врачи, а также врачи-иностранцы, обучающиеся в ординатуре, аспирантуре, студенты-медики. Это читатели с неопределившимися информационными потребностями. У них есть определенные, как правило, довольно низкие навыки работы с книгой, справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. В поиске информации эти читатели непоследовательны, несамостоятельны, часто обращаются за помощью к библиотекарю. Их информационные запросы в основном тематические. Посещение библиотеки ординаторами и студентами связано с получением заданий от преподавателей, поэтому носит сезонный характер – возрастает осенью и в период сдачи экзаменов в мае – июне.

Основной источник информации для таких читателей – книги и журналы по офтальмологии на русском языке, для иностранцев – на английском языке. Часто используются справочные и учебные пособия. Это наиболее динамичный читательский тип, что связано с ежегодным приходом в институт ординаторов и аспирантов, а также определенным “ростом” таких читателей и переходом в более высокую категорию.

Усилия библиотеки направлены на развитие самообразовательных навыков у таких читателей, наиболее эффективными зарекомендовали себя индивидуальные формы обслуживания.

Третий читательский тип: читатели с относительно большей широтой и разнообразием интересов, сюда входят аспиранты (последних лет обучения), практические врачи, научные сотрудники (чаще без научной степени). Их отличает от предыдущего типа более высокие навыки работы с информацией. У таких читателей наблюдается явный интерес к книге, осознанная потребность получения информации. В обслуживании таких читателей применяются индивидуальные и групповые методы. Запросы поначалу выполняются в относительно узких тематических и проблемных границах, которые в последствии целенаправленно расширяются.

Основные информационные источники – отечественные и иностранные периодические издания, диссертации, авторефераты, литература по смежным отраслям (химия, биология и др.). Наряду с новой информацией используется и более старая. Популярен поиск с помощью компьютера, особенно по базе данных “Medline”. Мы сталкиваемся с тем, что читатели такого типа, активно посещающие библиотеку в аспирантуре, перестают ею пользоваться в дальнейшем, что объясняется снижением информационной потребности. Опыт показывает, что информационная потребность может вообще исчезнуть, если ее систематически не удовлетворять. Цель библиотеки путем разных форм обслуживания поддержать информационный уровень, способствовать переходу в более высокую читательскую категорию.

Четвертый читательский тип: врачи, научные сотрудники, научно-педагоги-ческие кадры, руководители отделений, административный персонал института. Читатели активно используют документы из фонда, часто обращаются к выставкам новых поступлений, межбиблиотечному абонементу, используют данные электронных баз. По результатам анкетирования и интервьюирования основными источниками информации считают периодические издания и информацию на нетрадиционных носителях (СD-ROM и др.). Интересуются литературой не только по своей специальности, но и по смежным наукам. Они постоянные посетители “Дней информации”, после которых активно используют просмотренную литературу. Библиотека постоянно ощущает активную помощь читателей этого типа в отборе литературы, организации выставок, проведении массовых мероприятий.

Читателями этой категории ведется большая работа по передаче навыков поиска документов и информации молодым научным кадрам. Библиотека имеет большое значение в жизни научного работника, поэтому самые активные посетители – читатели четвертого типа.

Цель педагогического воздействия библиотеки – способствовать непрерывному образованию научных сотрудников НИИ, повышая их информационную культуру. Высокая информационная культура позволяет специалисту-медику оптимально использовать свой творческий и научный потенциал.

Hosted by uCoz