Полякова Т.А.

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В настоящее время и прогресс материального производства, и самые различные проявления духовной жизни людей связаны с формированием информационной культуры, со всеми тенденциями ее изменений. Информационная культура органически включается в более сложное образование – человеческую культуру в целом – и является особой и весьма существенной характеристикой развития общества. Поэтому формирование информационной культуры требует и детальной теоретической разработки, и принятия конкретных решений на уровне создания национальных программ, правовой базы, принятия государственных управленческих решений и т.д. Степень практической значимости вопроса для развития общества не осознана сейчас в нашей стране в полной мере. Возможно, неготовность гуманитарного знания и практики к рациональному анализу и мышлению вытекает из давних противоречий двух культур – гуманитарной и естественнонаучной, технической. Но сам феномен информационной культуры является результатом сближения, взаимодействия этих культур, и такое взаимодействие имеет не только теоретическое, но и конкретное прикладное значение.

Осознание роли информации, произошедшее во многом благодаря процессам информатизации, изменило представления об общественном развитии и социальном прогрессе, стало причиной формирования информационного подхода к обществу в целом, отдельным его звеньям и элементам, различным сторонам его жизни. Информатизация является причиной высокой динамики социальных изменений в современном обществе. С точки зрения социологической науки, такие изменения могут осуществляться на следующих уровнях: межличностных отношений, малых и больших социальных групп, глобальном уровне. Социальные изменения в аспекте формирования информационной культуры выглядят следующим образом:

· на уровне межличностных отношений изменения связаны с тем, что компьютеры входят в повседневную жизнь людей и существенным образом влияют на их взаимоотношения. С одной стороны, с их помощью человек значительно расширяет сферу своего общения, появляются возможности преодоления временных и пространственных барьеров. С другой, – может произойти отчуждение от реального мира человеческих взаимоотношений, подмена его общением с компьютером. В этом плане информационная культура позволяет избежать крайностей и выработать правильную линию поведения при взаимодействии с компьютером;

· на уровне социальных институтов изменения затрагивают прежде всего науку и образование. Они обусловлены тем, что под влиянием процесса информатизации возникают новые научные направления, применяются нетрадиционные подходы к классическим наукам. Этот процесс сопровождается возникновением новых научных организаций, пересмотром направлений деятельности уже имеющихся и т.д. В системе образования происходит переход к новым формам и методам обучения, ориентированным на применение компьютерной техники. В содержании обучения изменения еще более значительны. Они касаются как практических знаний и умений, так и теоретических представлений, т.е. формирования информационного мировоззрения. Эти процессы отражаются на структуре системы образования и отдельных ее звеньев, появляются новые средние и высшие учебные заведения, меняется статус и профиль существующих;

· на уровне социальных групп изменения касаются количественного состава и уровня подготовки специалистов практически всех профессиональных групп. Во-первых, появляются совершенно новые профессии и специальности, основанные на работе с современной информационной техникой. Во-вторых, применение компьютеров приводит к изменению численности и состава специалистов, занятых в большинстве традиционных отраслей науки, культуры и производства;

· на глобальном уровне изменения связаны с тем, что бурное развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий и техники способствовало переходу общества от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, или, как ее принято сейчас называть, информационной. В связи с этим задача формирования информационной культуры общества важна как в глобальном смысле (информационная культура всего человеческого общества), так и на уровне отдельных стан, континентов, содружеств государств.

Как показала практика, процесс информационной интеграции осуществляется гораздо быстрее интеграции экономической, к которой стремятся сейчас многие страны. И, возможно, дальнейшее сближение государств будет происходить именно на основе информационного обмена.

Hosted by uCoz