Абед Х.Р.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Формирование любой системы предусматривает организационное, функциональное, целевое единство. Вести речь о социальных коммуникациях (СК) стало возможным лишь на очень высоком уровне институализации, т.е. выделения в самостоятельный вид социальной деятельности. Хронологически это относится к началу 80-х гг. – периода бурного внедрения информационных технологий (ИТ) в сферу сбора, хранения, обработки, переработки, передачи информации.

К тому времени составились подсистемы СК: библиотечная, информационная, образовательная и др. ИТ стимулировали поиск общих устоев организации и техники информационной деятельности в различных сферах.

Этимологически сам термин происходит от латинского слова: “communication” – сообщение, передача. В различных языках мира существует много значений понятия. Тем не менее, всегда присутствуют: путь сообщения, сообщение, общение. Понятие “коммуникация” в наши дни используется в самых различных областях человеческой деятельности – промышленности, связи, транспорте, массовой информации. В максимально широком значении коммуникация – способ связи любых объектов материального мира.

Существует достаточно развитая научная база, которая исследует процессы перехода связей предчеловека от биологических к социальным. Необходимость воспроизведения самого человека и материальных условий его жизнедеятельности как атрибутивных признаков общества послужили отправным пунктом развития, возвышения человеческих потребностей.

В рамках общественной структуры появился целый ряд подсистем, неизвестных на стадии органического мира (базис, надстройка, производство, потребление, культура и т.п.). В результате человеческой деятельности сама структура общества становится все больше совершенной, видоизменяется, расширяется и обогащается.

Развитие коммуникации также укрепляет систему социальных связей в рамках общества. Коммуникация долгое время отождествлялась с общения в процессе труда и жизнедеятельности людей. С течением времени появились понятия “промышленные, транспортные коммуникации”, которые являются чисто производственными силами общества. Но эти технические системы остаются лишь частью механизма производства. Отношение же коммуникации к иным социальным явлениям характеризуются тем, что она направлена на объединение различных видов деятельности, социальных институтов общества с помощью целенаправленного обмена результатами как материального, так и духовного производства.

Коммуникация – это образ, жест, устный язык, язык, письменность, книга, документ, информация, знание. Они составляют этапы эволюции феномена коммуникации в обществе. Каждое из коммуникативных средств – печать, телефон, телеграф, кино, фотография, радио, информационные системы – есть продукт конкретной исторической эпохи, удовлетворяющий определенные экономические, политические, культурные интересы. Формируются разные структуры СК.

Наступает момент, когда коммуникация отделяется от общественного производства как инфраструктурный элемент и становится его полнокровным элементом. Начиная с середины 70-х гг. информация и формирование информационного общества стали предметом обсуждения учёных. Его концепция стала не только теоретической доктриной, но и используется на практике.

Жизнедеятельность человека проходит не только в энергетическом, гравитационном, но и в информационном поле, где вступает в определенные информационные общественные отношения. Сферу, в которой протекают информационные процессы, принято называть инфоноосферой.

Социальное взаимодействие людей является беспрерывным обменом социальной информацией, которая усовершенствуется в определенном направлении благодаря наличию коммуникативной цепочки.

Коммуникативные процессы предусматривают определенные знаковые системы, которые выступают средством связи. Появление членораздельного языка (звуковых, языковых знаков), а потом и искусственных знаковых систем означало дальнейшее развитие способов социального взаимодействия и развитие СК.

Языковой знак – это языковая единица, которая создается с целью коммуникации. Отсюда происходит назначение знаков, а именно их коммуникативная функция. Формы их представления и использования с целью коммуникации сформировали виды коммуникативных отношений – через документ, информационные и коммуникативные системы. Конечная цель создания этих систем состояла всегда в обеспечении обмена, доступа к накопленным знаниям, результатам деятельности на определенном уровне ее организации.

В этом кроется логическая ошибка отождествления коммуникативной формы с коммуникативной функцией. Следует отличать коммуникацию как определенную направленность обмена информацией (форму ее организации) от коммуникативной функции явлений как конкретного способа связи, взаимодействия материальных объектов между собой.

Все общественные явления имеют коммуникативную функцию (наука, политика, общение, предметы культуры и быта, трудовые отношения). В начальный период истории человечества вся коммуникация сводилась, в сущности, к непосредственному общению, так как иные формы СК еще не были развиты. Постепенно стала формироваться и коммуникативная функция общества в целом, которая выражалась во все большем развитии СК как особого вида человеческой деятельности.

СК является способом организации общей деятельности на основе направленной передачи и обмена информацией. В наше время, в отличие от начала 80-х гг., мы уже можем рассматривать СК как социальный институт, который находится на стадии становления.

Фактором, который стимулирует процессы институализации СК сферы СК, стала информация на базе современных ИТ. Применение современных ИТ (телекоммуникационных, многоканальных электронно-цифровых систем через спутниковую связь и т.п.) предопределило усиление интеграции в структуре СК. Ранее различные системно-коммуникационные элементы постепенно объединяются в информационно-когнитивные системы различного уровня: локальные, региональные, национальные, международные, глобальные.

Формирование СК и соответственно взглядов специалистов оказывают содействие решению многих практических задач, прежде всего, вопроса подготовки кадров. Эти процессы предопределяют создание новой классификации специальностей, помогают размежеванию уровней и содержания подготовки, увеличивают возможности для профессиональной карьеры специалистов документально-информационной направленности, формируют новые рабочие места, открывают перспективы профессионального роста кадрового состава СК.

Hosted by uCoz