Абрамов К.И. 
БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
ЦЕРКВИ В РОССИИ (XIX ВЕК)

        Развитие сети публичных библиотек в губернских и уездных городах в первой половине XIX века послужило поводом для усиления духовной цензуры за чтением населения, за составом их книжных фондов и организацией обслуживанием читателей. Поскольку библиотеки учреждались на добровольные пожертвования, часть их составляли переданные библиотекам личные книжные коллекции. Так, в фондах Тамбовской публичной библиотеки была обнаружена религиозная книга, запрещенная цензурой, в 1835 г. во все публичные библиотеки был разослан составленный Синодом список запрещенных религиозных книг, руководствуясь которым такие книги следовало изъять.
Одновременно Синод обратил внимание местных священнослужителей на организацию церковно-приходских библиотек. В феврале 1832 г. по всем церковным соборам был разослан, составленный Синодом, список книг, которые должны быть приобретены для существующих и вновь открываемых церковных библиотек. В этом списке указывалось 38 названий религиозных изданий в 75 томах, предназначенных для чтения прихожан. 
        В 1848 г. с одобрения Синода широко пропагандировалась книга «Организация грамотности в России на религиозно-нравственной основе» (М.,1848.–249 с.). В ней утверждалось, что ходоки и офени распространяют «по ярмаркам, торгам и селам» много вредных, безнравственных и бесполезных книг. Для того чтобы противодействовать этому, предлагалось устраивать «народные сельские библиотеки при каждой сельской церкви, при каждом сельском училище».
        В основу книжных фондов этих библиотек предлагалось подбирать книги, издаваемые Синодом, «для назидания народа в вере и христианской нравственности», проповеди и сочинения «архипастырей и пастырей церкви», церковные периодические издания «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов» и др. Особое внимание обращалось на пополнение церковных библиотек изданиями для народа, одобренными Министерством народного просвещения, а также книжками «по предметам сельского хозяйства и разных промыслов».
В помощь комплектованию этих библиотек предлагалось составить и разослать по церковным приходам рекомендательный каталог книг и периодических изданий. Таким образом необходимо было открыть более 20 тыс. сельских народных библиотек «истинно полезных для народа». 
        Синод обратил также внимание на расширение сети духовных школ грамотности и церковно-приходских школ для крестьян. В середине 40-х гг. XIX века их было открыто более 2300. В них обучалось свыше 111,8 тыс. учащихся. Библиотеки учреждались также при школах. Из них раздавались книги для чтения населения.
Идея учреждения сельских народных библиотек в церковных приходах особо приветствовалась дворянами, чиновниками и другими реакционными слоями населения. Названная книга широко пропагандировалась различными периодическими изданиями. «Санкт-Петербургские ведомости», отмечая, что она была быстро распродана, предлагали переиздать ее вторым изданием в 6 тыс. экземпляров. «Москвитянин» утверждал, что после обучения грамотности «народ должен читать духовные и божественные книги» и посещать организованные для него церковные народные библиотеки. Однако деятельность специальных библиотек для народа, хотя и организованных церковью, не была поддержана правительством, незаинтересованном в широком просвещении народа.
        Деятельность церкви по распространению чтения духовно-нравственной литературы особенно оживилась в конце 50 – начале 60-х гг., когда, противодействуя разночинной интеллигенции в организации воскресных школ, народных библиотек и читален, Синод стал больше внимания уделять расширению сети церковно-приходских библиотек. В 1863 г. по ходатайству Синода Александр II разрешает открыть «Общество любителей духовного просвещения» для распространения среди населения «религиозно-нравственных» и других начал, соответствующих потребностям «православной веры». Общество учредило в Москве епархиальную библиотеку, которой могли пользоваться все желающие, стало широко издавать религиозную литературу и книги «для назидания народа». Оно также стало устраивать чтения «по предметам православной веры», религиозной литературы и периодических изданий.
        Было значительно увеличено издание религиозных и духовно-нравственных журналов и газет. Если до 1855 г. наиболее распространенными были «Христианское чтение», «Воскресное чтение», «Творения святых отцов», то к 1860 г. стали издаваться «Православный собеседник» и «Духовная беседа», а в 1860 г. «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Руководство для сельских пастырей» и др. Для того чтобы пресечь чтение народом литературы, представляющей «простым душам мир божий в ложном свете» и содействовать распространению религиозных изданий, Синод значительно удешевил цену на религиозные книги, брошюры и журналы, стал выпускать массу книг по цене 1–3 коп. Таким образом, читатель из народа мог приобрести на 1 руб. несколько десятков духовно-нравственных книг и журналов.
        Для улучшения комплектования церковно-приходских библиотек Синод в 60-е гг. неоднократно издавал список рекомендуемых книг и периодических изданий. В марте 1861 г. он издал распоряжение, подтверждающее необходимость систематического обновления фондов церковных библиотек и обязал церковные приходы иметь в библиотеках «Догматическое богословие», «Православный катехизис», творения св. Антония и др., чтобы противодействовать «всяким антирелигиозным идеям». В то же время Синод признал, что не следует «увеличивать церковно-приходскую библиотеку» светскими изданиями по различным отраслям наук, так как все, что нужно прихожанам, имеется в творениях святых отцов.
        Организацией чтения населения должны были заниматься все священники, которые, чтобы отвлечь внимание народа от книг «бесполезных или вредных», обязывались следить за приобретением книг в библиотеки, постоянно выписывать новые издания, чтобы «удовлетворять и развивать в народе любовь к чтению душеполезных книг». Так, например, каждая библиотека должна была иметь несколько экземпляров Евангелия для того, чтобы как можно больше прихожан ознакомились с этой святой книгой.
В июне 1867 г. Синод, рассмотрев прошение московского митрополита Филарета, утвердил новый список для церковно-приходских библиотек, состоящий из трех разделов. В нем рекомендовались библия, Новый завет, писания и беседы св. отцов, жития святых, всего 31 название. Синод также поручал священникам «в праздничные дни» устраивать для населения «чтение душеполезных книг».
        В последующие годы церковь, продолжая улучшать деятельность церковно-приходских библиотек, обращала внимание и на развитие библиотек при церковных училищах. Так, «Кишиневские епархиальные ведомости» в 1876 г. предлагали устраивать при школах библиотеки и книжные склады, «развивать в детях любовь к религиозно-нравственному чтению», выдавать религиозные книги «грамотным поселянам для чтения». В школьных библиотеках кроме религиозных книг рекомендовалось иметь исторические, географические, естественнонаучные, по сельскому хозяйству и др. Для организации систематического пополнения церковных библиотек при школах Синод открыл в 1891 г. книжный склад, с этой же целью в 1894 г. была организована издательская комиссия Синода. Она рассылала бесплатно в церковно-приходские школы и библиотеки серию книг под общим названием «Приходская библиотека». Только в 1894–1895 гг. около 3 млн. экз. брошюр и учебников было разослано в школьные библиотеки. 
        Во второй половине XIX века количество церковно-приходских и других церковных библиотек быстро увеличивалось. По данным отчетов Синода, общее число библиотек увеличилось с 12546 в 1869 г. до 19566 в 1889 г. В 1895 г. в России было 23369 церковных библиотек, из них свыше 3 тыс. церковно-приходских школ, открытых для чтения всему сельскому населению.
Hosted by uCoz