Хамави А.Т.
НОВОЕ В ИСТОРИИ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

        Библиотека как социальный институт возникла для сохранения полезной обществу информации. Без библиотек, которые сохраняли опыт, накопленный человечеством, информатизация была бы невозможна. 
Одной из первых крупных универсальных библиотек эпохи эллинизма являлась Александрийская библиотека, которая находилась в столице египетского государства Птолемеев. Первые Птолемеи создали в этом городе Мусейон – академию наук древнего мира, куда она и входила.
Здание библиотеки блистало великолепием. Статуи девяти муз – богинь наук и искусств, мраморные скамьи в читальном зале, мраморный бог Аполлон украшали его. 
        В царствование Птолемея Филадельфа (285–296 гг. до н.э.), вознамерившегося собрать в Мусейоне все, что было создано к тому времени наукой и литературой, началась массовая скупка книг. Эмиссары Птолемея отправились, в первую очередь, в такие известные центры книготорговли, как Афины и Родос. Птолемей собирал для своей библиотеки не только греческие тексты, но и эфиопские, персидские, даже индийские.
        Постепенно сложился гигантский книжный фонд, который к концу царствования Птолемея Филадельфа насчитывал 500–1000 свитков, а в 47 г. до н.э., (т.е. в год, когда случился пожар) 700 тыс. свитков. Это была крупнейшая библиотека древности. В библиотеке трудились представители греческой и римской интеллектуальной элиты. Основная заслуга в упорядочении фондов и каталога принадлежит Каллимаху, греческому ученому и поэту (305–205 гг. до н.э.). Он прославился своими «пинакесами» – попыткой библиографического описания хранимых в Александрии книжных сокровищ. В 257–186 гг. до н.э. библиотеку возглавлял известный писатель и ученый филолог Аристофан из Византии.
Александрийская библиотека явилась первой научной библиотекой, ставившей своей целью не только и не столько обслуживать дворцы, сколько помогать ученым в работе. Однако какова была дальнейшая судьба библиотеки? Не все цари понимали ее значение. В 145 г. до н.э. Птолемей VII Фискон изгнал ученых из Мусейона. Библиотека понесла немалый ущерб. В 47 г. до н.э., когда Цезарь в ходе боевых действий поджег стоявший на якоре в александрийском порту египетский флот, огонь перекинулся на город. Сгорела часть библиотеки (видимо, то, что хранилось в Серапейоне), однако библиотека получила богатое пополнение. Марк Антоний подарил египетской царице Клеопатре часть Пергамской библиотеки (200 тыс. свитков).
        В 391 г. толпа, направляемая христианским патриархом Феофилом, ворвалась в Серапейон и уничтожила это святилище вместе с остатками прославленной библиотеки. Во многих литературных источниках имеются сообщения, что Халиф Омар велел уничтожить Александрийскую библиотеку со словами «Если в этих книгах написано то, что в Коране, то они не нужны». Однако утверждение, что арабы окончательно уничтожили библиотеку, не может соответствовать истине, так как имеется множество доказательств, которые опровергают это обвинение:
        1. Уничтожение книг из Александрийской библиотеки не соответствует традициям исламской религии. Книжной культуре арабы придавали особое значение. Свидетельством тому является то, что оформление книг было особенно уважаемым искусством, а арабские халифы уделяли внимание не только переводу и написанию книг, но и организовывали библиотеки, куда приглашали ученых из разных стран. Всему миру известно, что лучшим свидетельством дружбы у арабов является преподнесение книги в подарок.
        2. Сам Халиф Омар был ученым, который любил книги, любил читать и знакомиться с культурой других народов, и уничтожение им библиотеки было совершенно невозможным.
        3. Историк Албагдади, который рассказал эту историю, жил спустя 600 лет после пожара. И за это время никто из историков не рассказывал об этом.
        4. Историк Юохана Анаикус жил во время завоевания арабами Египта и многое рассказал об исламе, без каких-либо сведений о разгроме Александрийской библиотеки.
        5. Историки Хана Мскуей и Сфринус посетили Египет до завоевания его арабами и многое рассказали о библиотеках в Александрии, за исключением Александрийской библиотеки. Мы считаем, что ее уже не было к тому времени.
        Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что обвинение арабов в уничтожении Александрийской библиотеки не может соответствовать истине. Эта библиотека была уничтожена христианами задолго до завоевания арабами Египта. Утверждение западных историков объясняется их неприязнью к арабской культуре, стремлением избавиться от обвинения в уничтожении этой библиотеки в 391 г.
Hosted by uCoz