Шаталова Н.В.
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ МЕСТНЫХ ИЗДАТЕЛЬСТВ: 
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

        Проведенный в рамках диссертационного исследования «Система информационных ресурсов краеведения в Центрально-Черноземном регионе: (организационные и методические аспекты)» анализ показал: социально-экономические, политические и культурные преобразования 90-х гг. в России обусловили в системе региональных общественных институтов, занимающихся созданием, хранением, использованием и распространением краеведческих информационных ресурсов, увеличение количества местных издательств. Закрываются старые и создаются новые, появилось множество частных предприятий (редакционно-издательские центры, малые и полиграфические предприятия, агропромышленные фирмы и другие) и товариществ. В Тамбовской области функционирует 20 местных издательств. По сравнению с 80-ми гг., их число, начиная с 1990 г., возросло более чем в два раза. В их структуре – предприятия, выпускающие краеведческую продукцию (6 – в г. Тамбове, 1 – в г. Мичуринске): государственные (4), частные (2) и товарищества (1).
        Исследование показало, что функционально-целевая, отраслевая и видовая структура краеведческой продукции местных тамбовских издательств отличается разнообразием. Издательства координируют деятельность с библиотеками и книготоргующими организациями, информируя их о намечаемых к выпуску книгах. Основные каналы распространения информации: личные посещения, факс, телекоммуникации. Аннотированные планы выпуска литературы на предстоящий год большинством издательств не составляются вообще или рассылаются нерегулярно. В местной периодической печати информация издательств о готовящейся к выпуску краеведческой продукции публикуются в малом объеме. Существующие информационные материалы издательств имеют множество недостающих элементов: качественные аннотации, цена, читательский интерес, тип переплета, наличие иллюстраций и др.
        Таким образом, исследование выявило разнообразие первичной краеведческой продукции местных тамбовских издательств и неудовлетворительное состояние вторичной. Для обеспечения эффективной деятельности местных изданий необходимо расширение каналов распространения краеведческой издательской библиографической продукции: регулярный выпуск и рассылка аннотированных тематических планов, проспектов, содержащих перспективную информацию, прайс-листов, рекламных листовок, каталогов; почта, дилеры издательств, книжные ярмарки и выставки, презентации, рекламные кампании, реклама в электронной прессе, ведение и распространение баз данных, маркетинг и «паблик рилейшнз». Текущее информирование о выходе краеведческой продукции может обеспечить система местных каналов распространения информации, содержащих беседы с авторами книг и работниками издательств, краткие рецензии, рассказы об одной интересной книге или серии, обзоры литературы, тематические рекомендательные списки и др.
        Информационные материалы издательств необходимо снабжать подробными сведениями о краеведческой продукции: качественные аннотации, вид и тип издания, полное и точное название, читательский адрес, объем, формат, фото обложки, наличие иллюстраций, тип переплета, тираж, стандарт упаковки, цена, информация о месте продажи книг и др.
        Одним из условий регулярного выпуска, распространения краеведческой продукции и информирования о ней является тесная координация и кооперация издательской деятельности с местными библиотеками, книготоргами, архивами, музеями; совместное инвестирование или же прямое слияние маломощных издательств в единое предприятие.
Hosted by uCoz