Серпиков М.С.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 
ЯРМАРОЧНОЙ КНИГОТОРГОВЛИ В РОССИИ

        В отечественном книжном деле ярмарочная книготорговля остается маловостребованной и малоизученной темой. Сведения о ней ограничены редкими упоминаниями в литературных источниках и отдельными публикациями в книговедческой прессе. Между тем в условиях развития рыночной экономики ярмарочная книготорговля приобретает особое значение как составная часть книжного маркетинга, активно используемая в современном книжном деле, и как элемент отечественной системы просвещения, органично вписавшейся в культурные традиции России.
        Первые сведения о продаже книг на ярмарках и торжках России относятся к XVII веку: книги продавали в овощных, пушных и рыбных рядах, а в Москве и Новгороде существовали отдельные книжные ряды, где книги соседствовали с церковной утварью. Однако достаточно активная ярмарочная книготорговля началась в ХIХ веке и была связана с деятельностью артелей, офень, торговавших лубочными изданиями на крупных ярмарках и сельских торжках. Наиболее активная книготорговля осуществлялась офенями на Холуйской, Макарьевской (Нижегородской) и Ирбитской ярмарках.
        С середины ХIХ века на крупнейших российских ярмарках (Нижегородской и Ирбитской) проводилась постоянная продажа печатной продукции в частных и арендованных книжных лавках и магазинах. Ассортимент печатных изданий состоял из лубочной литературы, календарей, сонников, письмовников, старопечатных книг, а также дешевых изданий классиков и местных земских организаций.
Активная ярмарочная книготорговля продолжалась вплоть до 1917 г., была прервана гражданской войной и возобновилась в начале 20-х гг., когда Нижегородская и Ирбитская ярмарки были восстановлены со статусом «советских». Этот этап длился около 10 лет (до официального закрытия ярмарок) и был связан с деятельностью государственных и кооперативных издательств, использовавших эти мероприятия для перераспределения печатной продукции, развития региональной сети своих отделений, непосредственных контактов с региональными потребителями и мелкооптовых продаж отдельным организациям и частным лицам. Предмет торга составляли остатки тиражей довоенных изданий, агитационно-пропаганди-стская, научно-техническая и учебная литература, а также плакатная продукция. Ежегодные книжные ярмарки-базары, приуроченные к Дню печати, проходили с 1926 г. в Москве (на Тверском бульваре) и в других крупных городах. Это были праздничные распродажи, предназначенные для пропаганды чтения и активного продвижения книг к читателям. Основными участниками этих акций были государственные и ведомственные издательства.
        В 30-е гг. книжные ярмарки приобрели форму пропагандистских мероприятий в рамках официальных идеологических кампаний, а с 50-х гг. превратились в ведомственные акции центральных и региональных книготоргов по сбыту не пользующейся спросом литературы и насыщения провинции книжной продукцией.
        Перемены в отечественном книжно-ярмарочном движении начались в конце 70-х гг. с организации Московских международных книжных выставок-ярмарок (ММКВЯ; с 1989 г. – ММКЯ), предоставивших советским гражданам в период «холодной войны» возможность непосредственного знакомства с достижениями зарубежного книжного дела. С изменением социально-экономических условий в стране ММКВЯ освободились от идеологического контроля и перешли к современным технологиям ведения книжно-ярмарочной деятельности. После отмененной в 1991 г. очередной ММКЯ и переходных ярмарок 1993 и 1995 гг. 10-я юбилейная ММКЯ, проходившая в рамках празднования 850-летия Москвы в сентябре 1997 г., показала достаточно высокий уровень развития отечественного книжного дела и восстановила подорванный ранее авторитет российских книжных ярмарок. С этого времени ММКЯ стала ежегодной, а в марте 1998 г. в России появилась первая общенациональная книжная ярмарка «Книги России», которую планируется проводить ежегодно.
        В середине 90-х гг. в России стали проводиться региональные книжные ярмарки, одни из которых к концу десятилетия прекратили свое существование, а другие стали постоянными членами отечественного книжно-ярмарочного движения. 18 наиболее популярных российских книжных ярмарок были внесены в Национальный ярмарочный календарь. Среди них: ММКЯ, Московские книжные ярмарки во Дворце спорта «Динамо» (АО «ММКЯ»), ярмарки в Челябинске и Кисловодске, Нижегородский и Петербургский книжные салоны, а также ярмарки «Белые ночи» и «Северная Пальмира» в Санкт-Петербурге. Большинство из них являются универсальными, однако существуют и специализированные («Деловая книга», «Читающая Россия» и др.). Популярны также и мелкооптовые книжные ярмарки, постоянно действующие в Москве (с/к «Олимпийский»), Санкт-Петербурге и других крупных городах на основе непосредственного расчета с покупателями и являющиеся определителем спроса на издательскую продукцию.
        В конце 90-х гг. российские книжные ярмарки находятся в процессе интенсивного развития. Они используют современные методы книжного маркетинга и стараются сочетать в своей деятельности мировые достижения и отечественный опыт. Будущее столетие покажет, смогут ли они сохранить и укрепить свое положение  на отечественном книжном рынке и стать полноправными членами международного книжно-ярмарочного сообщества.
Hosted by uCoz