Алешин Л.И., Скворцов В.В., Татаринов Б.И.
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 
ДЛЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

        Проблема электронных учебников в области библиотечного дела и смежных отраслей становится все более актуальной. Этому способствует ряд таких факторов, как информатизация общества, компьюникация библиотечного дела, потребности зарождающегося дистанционного обучения и т.п. Причины усиления внимания к электронной учебной литературе кроются как в сфере общеизвестных трудностей, связанных с изданием учебных материалов на обычной (бумажной) основе, так и меняющейся в мире парадигме высшего образования.
        В системе отечественного высшего библиотечного образования отмеченная проблема пока еще далека от решения. Основная причина этого заключается не столько в трудной доступности программного обеспечения, позволяющего эффективно и быстро создавать электронную учебную литературу, используя, в том числе, средства мультимедиа, сколько в отсутствии методических разработок по подготовке и формированию таких учебных материалов. С учетом сказанного авторами первоначально велись работы по созданию электронного учебного пособия на базе стандартных программных средств Microsoft Word 97 и Power Point. Выбор был обусловлен их широким распространением, а следовательно, возможностью их освоения и использования любым более или менее подготовленным пользователем, в том числе студентом и преподавателем.
        Работа проводилась в несколько этапов. Вначале с помощью прикладного программного обеспечения Word осуществлялся ввод в ЭВМ текста учебно-методических рекомендаций «Материалы к самостоятельной работе студентов заочного отделения библиотечно-информационного отделения по дисциплине «Основы научных исследований». Выбор этого отделения был продиктован как тем, что значительная часть заочников факультета имеет доступ к ЭВМ на работе или дома, так и наибольшей актуальностью подобного рода пособий для заочной формы обучения.
        Затем с помощью программы Power Point, создавались иллюстративные материалы, которые перемещались в текст электронного пособия.
На третьем этапе осуществлялось дифференцирование разделов и тем пособия, представление их в виде отдельных файлов и формирование иерархической структуры их логического представления по заранее разработанному сценарию.
На четвертом этапе для организации необходимого поискового аппарата в тексте пособия были установлены гипертекстовые связи и закладки, отражающие ключевые слова, темы и разделы как внутри созданных файлов, так и между ними.
        На пятом этапе к подготовленному в редакторе Word тексту пособия был сформирован алфавитно-предметный указатель, включающий названия разделов и тем пособия, а также основные понятия, осваиваемые студентами в процессе изучения курса. С помощью специальных средств, встроенных в текстовый редактор, каждое понятие указателя было непосредственно связано с текстом на соответствующей ему странице машиночитаемого пособия.
На последнем этапе для повышения привлекательности и комфортности работы студентов с электронным пособием были использованы возможности названного программного обеспечения для включения в пособие красочных иллюстраций, звуковых и музыкальных фрагментов, цветового оформления текста, анимации и др. Некоторые из них затем были признаны неэффективными в подобного рода учебно-методических материалах.
        Подготовленный машиночитаемый материал позволяет студентам воспользоваться несколькими стратегиями работы с экспериментальным учебным пособием. Он может пролистать или внимательно прочитать текст как обычную книгу. Используя разделы «Содержание» или «Алфавитно-предметный указатель», студент «попадает» непосредственно в то место текста пособия, которое заинтересовали его в данном предмете. Для перехода к искомому месту в тексте он пользуется раскрывающимся меню «Правка» («Перейти» ? «Страница» ? № страницы ? «Перейти») или «скроллингом» (вертикальной прокруткой). Почти таким же способом студент может перейти, используя в том же меню пункт «Закладка», а в нем – клавишу «Перейти». После этого осуществляется переход в зону текста, связанную с интересующим студента понятием.
        Результаты проведенного эксперимента не могут быть оценены однозначно. Достоинство заключается в том, что работающий на ЭВМ преподаватель библиотечно-библиографических дисциплин за короткое время создает электронное учебное пособие по любому из читаемых им предметов, не тратя годы на ожидание его появления в обычном полиграфическом исполнении. Производство и тиражирование электронного варианта не только оперативно, но и заметно дешевле его типографского аналога. Сроки создания подобных, заранее подготовленных пособий могут колебаться от нескольких дней до нескольких недель. В дальнейшем в них легко вносить любые коррективы. Машиночитаемое пособие свободно передается по электронной почте. С ним можно работать в Интернет, так как файлы подготовлены с использованием технологии HTML и имеют расширение «htm». Однако это еще достаточно дорого для пользователей.  
        Мы упомянули лишь некоторые положительные характеристики. В то же время получаемые на базе ЭВМ электронные издания могут обладать гораздо большими возможностями, если при их разработке используются специальные инструментальные программные средства типа Hyper Method. 
        В заключение отметим, студенту для самостоятельного изучения предлагается три варианта готового учебно-методического материала:
1. Традиционное печатное пособие.
2. Его электронный аналог в любом текстовом редакторе, например, MS Word на машинном носителе.
3. Электронный документ в формате HTML для использования его в Интернет с целью обеспечения дистанционного обучения.
Hosted by uCoz