Шлыкова О.В.
О КУЛЬТУРЕ МУЛЬТИМЕДИА

        Использование виртуального мира и прежде всего мультимедиа как особого вида компьютерных технологий, полисреды, в синкретичном виде представляющей различные виды и формы информации, открывает новые грани перед гуманитарным информационным образованием, которое выступает на передний план в формировании нового поколения гуманитарно-информационного постиндустриального общества. 
При несомненных преимуществах мультимедийных технологий как средств обучения (сочетание логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет устранения шаблонов и т.п.) нельзя не отметить ряд негативных моментов: мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе; ориентация на репродуцирование вместо творчества. Эти опасности необходимо вовремя осознать, для того чтобы противостоять им или ограничить их влияние и в полной мере использовать преимущества мультимедиа в образовании.
        Одной из главных проблем образования, которые ставят мультимедийные технологии в вузе культуры, выступают приоритеты и соотношение между собственно культурологической и компьютерной подготовкой. На пересечении этих двух уровней подготовки огромное значение имеет такое явление, как культура мультимедиа. На этапе становления мультимедийной индустрии, приходится сталкиваться «с разными культурами» создания мультимедийных продуктов. В одних случаях – это удачное сочетание формы и содержания, в других (и их пока больше) – блистательные мультимедийные средства с точки зрения технологии их создания, но совершенно непонятные с позиции содержательного их насыщения. Что стоит за этими средствами? Чем объяснить, например, уместность «пульсирующего сердца» с дразнящим красным фоном на домашней странице Музейной лаборатории Центра современного искусства Сороса? Это может быть оправдано если речь идет, например, о медицинских курсах, преподаваемых в вузе. В предложенном контексте его наличие не имеет под собой ни смысловой, ни ценностной нагрузки
        Нельзя не отметить, что используемый Web-дизайнерами красный цвет также не всегда бесспорен. Когда мультимедиа выступает в качестве средства обучения, необходимо учитывать связь цвета с содержанием, которое доносит автор до реципиента. В презентации по русскому фольклору, например, неизбежно присутствие красного цвета (равно как в презентациях о китайском слэнге закономерен желтый цвет). Однако нельзя злоупотреблять гаммой цветов и не учитывать психофизиологические аспекты их использования. Экспериментально доказано – воздействие зеленого цвета понижает внутриглазное давление, повышает слуховую чувствительность, способствует нормальному кровенаполнению сосудов. Красный цвет имеет обратное воздействие. Его использование в мультимедийных программах может оказывать негативное воздействие на реципиента.
        Таким образом, мультимедиа как средство преподавания – это роза с шипами. И от создателя зависит – будет продукт «сеять разумное, доброе, вечное» или надолго поранит душу компьютерными «шипами». Важно акцентировать внимание на идее, композиции, стиле, выборе цветовой гаммы, сопровождающих создаваемый мультимедийный продукт. 
        Нельзя не затронуть проблему преподавания мультимедиа на информационных факультетах вузов культуры. Часто ошибочно полагают, что курс в 32 учебных часа способен решить все задачи мультимедийной подготовки студентов. Необходимо четко разграничивать курсы для пользователей и профессиональных специалистов, которые в будут заниматься разработкой мультимедийных продуктов. Каким должен быть этот специалист, где, в каком учебном заведении, по какой специальности, квалификации он будет использоваться? Это вопросы не праздные, но, к сожалению, недостаточно разработанные. Нужна развернутая концепция учения технологиям информационного общества – по всем звеньям и уровням подготовки пользователей и инфопосредников. От правильного решения вопроса зависит, каким будет будущее поколение специалистов, которым предстоит обогащать сервис информационных услуг, делать его более многообразным и профессиональным.
Hosted by uCoz