Разенкова Т.В.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОЛИ ЗАОЧНОГО И 
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ

        Основные приоритеты в образовании конца XX столетия обусловлены лавинообразным ростом информации и потребностью в гибких адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переподготовки (переориентации), саморазвития человека.
        На пороге третьего тысячелетия предполагается смена парадигмы образования. В период информатизации общества старая парадигма «преподаватель – учебные материалы – студент» заменяется на новую: «студент – учебные материалы – преподаватель». Задача преподавателя научить студента самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Преподаватель выбирает такие методы и технологии обучения, которые помогают студенту самостоятельно приобретать знания изо всех возможных источников, а также учить на базе приобретенных знаний формировать новые. Такое обучение и будет развивающим. Это обучение может быть в большей мере дистанционным.
Система заочного обучения в сфере высшего образования существует в России почти 70 лет. К настоящему времени она приобрела, кроме неоспоримых достоинств, целый ряд недостатков, в том числе и в сфере подготовки кадров, решающих проблемы информатизации современного общества и осуществляющих деятельность в условиях информационного рынка.
        Самым главным является практическое отсутствие контактов между преподавателями и студентами в период между сессиями, отсутствие возможностей консультационной помощи, промежуточного контроля за усвоением материала. Все обучение на заочной форме обучения сводится только к репродуктивным методам и фиксированным учебным средствам. Более того, если контакт с педагогом 50–60 дней в год недостаточен для студента-заочника, то он достаточно обременителен для работодателя, который сегодня в РФ почти не предоставляет отпуск студенту для учебы. Да и экстенсивное развитие путем увеличения продолжительности сессии невыгодно в условиях социально-экономического развития страны (стоимость проезда к месту учебы, проживание в общежитии, стоимость почтовых услуг, стоимость жизни и др.).
        Дистанционное обучение дает новые возможности организации современного учебного процесса (возможность объяснения, разъяснения учебного материала, общения с преподавателем в процессе всего периода обучения, наличие «пакетов», «кейсов», тестов, обеспечивающих промежуточный и итоговый контроль, возможность совместного выполнения творческих заданий и др.). Самое главное – наличие эффективной обратной связи, интерактивности, индивидуализации обучения.
Заочное обучение, в международной версии звучит как «correspondence learning», distance, но это обучение, а не самообразование. Его технологической основой являются новые информационные технологии и средства массовой коммуникации (теле, аудио, средства мультимедиа, гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).
        Дистанционное обучение, организованное на базе компьютерных телекоммуникаций, позволяет готовить информационные кадры в области новых технологий и телекоммуникаций, развивать творческий и инновационный потенциал как педагогов, так и студентов, повышать уровень методических разработок. Это дает возможность специалисту выбрать любой курс, отвечающий потребностям регионов, выбрать любое образовательное учреждение РФ, широко используя компьютерную телекоммуникационную среду.
Hosted by uCoz