Пачкова В.Г.
КОНКУРС ДИПЛОМНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

        В общей системе высшего библиотечно-информационного образования заочная форма занимает особое место, как наиболее приближенная к практической деятельности студента. Студенты получают глубокую общенаучную и специальную подготовку, учатся творчески осмысливать и совершенствовать свою деятельность в библиотеке или информационном центре, обогащают теоретически свой профессиональный опыт.
Взаимосвязь и единство учебного и научного процессов на заочном факультете библиотековедения, библиографии и информатики МГУК формирует специалиста высшего уровня. Важнейшим заключительным этапом в формировании профессиональных и научно-исследовательских навыков и умений студентов в вузе является дипломная работа. Конкурс дипломных работ был проведен на факультете впервые. В нем приняли участие 215 студентов, прошедших в своих дипломных исследованиях через систему НИРС. К нему были подготовлены методические материалы, предназначенные студентам-выпускникам, преподавателям – научным руководителям и членам конкурсной комиссии. Было разработано положение о конкурсе. Условия проведения конкурса включали объективную и всестороннюю оценку научной работы студента. Цель конкурса: поддержать будущих дипломированных специалистов, помочь им внести свой вклад в развитие и совершенствование библиотечной, информационной и библиографической деятельности.
        Конкурс выявил не только высокий уровень общенаучной и специальной подготовки студентов, их способность применять полученные знания при выполнении конкретного задания по профилю своей специальности, но и умение творчески разрабатывать проблемы. Он подтвердил единодушное мнение студентов-выпускников о том, что одним из главных этапов в работе над дипломным исследованием является выбор темы и научного руководителя. Принципиальная установка деканата и кафедр – дать студенту максимум информации о выпускающих кафедрах, научных руководителях и тематике дипломных работ на 2 курсе – полностью оправдала себя. Из наиболее действенных форм работы в этом направлении студенты выделили организацию специальных семинаров с приглашением научных руководителей всех выпускающих кафедр, на которых их знакомят с основными направлениями НИР кафедр, а также приоритетными темами каждого научного руководителя. Анализ тематики дипломных работ показал, что выбор тем студентами отличается актуальностью, в основном соответствует современному уровню и перспективным направлениям науки и практики, нацелен на решение реальных задач с учетом передового отечественного и зарубежного опыта. За последние годы выпускающими кафедрами наряду с традиционной проблематикой предложен широкий спектр тем по менеджменту и маркетингу, современным информационным технологиям, этическим аспектам библиотечно-информационного обслуживания, социальным и психологическим аспектам кадровой политики, проблемам компьютеризации, Интернет, организации семейного и библиотерапевтического чтения, микроэкономическим аспектам функционирования библиотек в период формирования  в стране рыночных отношений и т.д.
        К сожалению, пока незначителен выбор дипломных исследований по таким темам, как «Культура библиотеки в свете ее маркетинговой концепции»; «Мультимедиа в библиотеке и учебном процессе: опыт и перспективы»; «Библиографический мониторинг по социальным, естественным, техническим наукам», «Компьютерное обеспечение вузовских программ дистанционного обучения»; «Обслуживание бизнес-интересов средствами библиотеки» и т.д.
        Выпускающие кафедры, деканат способствуют развитию творческой самостоятельности студентов, связывая ее с научными исследованиями преподавателей – научных руководителей и социальным заказом библиотечно-информационных и других организаций. 72 (33%) дипломные работы – это заказ областных, городских, специальных библиотек и таких организаций, как: Мосгорархив, Общество слепых России, Центр занятости населения г. Химки Московской области, Троице-Сергиевая Лавра, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник им. А.П. Чехова, РНИИ культурного и природного наследия, Агенство недвижимости «Московские огни», Государственный Дом-музей П.И. Чайковского в Клину, Фондовая биржа России, Единая информационно-коммуникацион-ная банковская сеть Центрального банка РФ и др.
        Конкурсная комиссия рекомендовала 29 (13%) дипломных работ к опубликованию, 38 (17%) – к внедрению в практику работы библиотек и других служб информации. Для поступления в аспирантуру и соискателями на кафедры было рекомендовано 17 (7%) студентов-выпускников. 40 (17%) лучших работ были представлены на Всероссийский конкурс студенческих работ, из которых дипломами Госкомвуза РФ и дипломами Всероссийского конкурса научных студенческих работ отмечены 14 (6%).
        Итоговым явился также сборник тезисов и сообщений научных студенческих конференций, проведенных в 1998 г.: «Библиотечная наука и практика: голоса молодых» (М.,1998.–51 с.), в котором представлены тезисы лучших работ 28 студентов-выпускников. Конкурсная комиссия одобрила перспективу разработки концепции научного исследования: «Студент в системе НИРС на факультете», в котором достойное место будет отведено дипломным работам.
Hosted by uCoz