Наумова Т.Н.
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К
КОМПЬЮТЕРИЗОВАННОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

        На пути недавних абитуриентов к полнокровной студенческой деятельности, как правило, стоит немало больших и малых препятствий. Одно из них связано с их компьютерной подготовкой.
        В учебном процессе системы высшего образования все более активно используются новые информационные технологии, в основе которых лежит компьютер. Обязательным для всех вузов является изучение информатики. Проблема заключается в том, что информатизация высшего образования приводит к тому, что уже на первом курсе студент вуза должен быть не просто грамотным пользователем ПК, но и обладать сравнительно широким набором знаний в области компьютерных технологий, без которых ему чрезвычайно трудно «вписаться» в интенсивный ритм учебно-познавательной деятельности. Между тем реальная компьютерная подготовка большинства первокурсников варьируется в очень широком диапазоне: от полного отсутствия знаний, навыков и умений до использования ЭВМ, как правило, на уровне «чайников». Удельный вес студентов-первокурсников, вполне подготовленных к работе в компьютерной вузовской среде, пока незначителен. При этом трудно упрекнуть в чем-либо студентов, так как в большинстве школ отсутствует современная вычислительная техника, не говоря уже о качественном различии школьного и вузовского курсов информатики. Поэтому в гуманитарных вузах остро стоит проблема компьютерной грамотности студентов. Без нее затруднительны нормальная учеба, подготовка специалистов, которым придется работать и жить в условиях информационного общества.
        На библиотечно-информационном факультете МГУК эта проблема решается с помощью учебной дисциплины, получившей название «Компьютерный практикум». Главное ее назначение – компьютерная подготовка первокурсников на уровне, обеспечивающем их «плавный» переход к изучению компьютерных информационных технологий более высокого порядка, таких, как информационно-поисковые языки, базы и банки данных, Интернет-технологии и т.п. Практикум ведется на первом курсе в течение двух семестров по два часа в неделю. Однако его введение само по себе не решает проблему надлежащей компьютерной подготовки студента гуманитарного вуза. Важное значение имеет методика учебного процесса, учитывающая специфику контингента студентов, который в основной своей массе не предрасположен к формально-логическим построениям, столь характерным для обучения компьютерным технологиям. В связи с этим большое значение придается созданию наиболее благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих освоению компьютерной техники. Организуются различные дидактические проблемно-деятельност-ные ситуации. Студентам поручается выполнение творческих заданий, соответствующих их индивидуальным особенностям. Используется метод деловых, а порой и компьютерных игр. Через игру, через благожелательную атмосферу сотрудничества студента и преподавателя удается решать сложные вопросы привития студенту компьютерных знаний, навыков и умений.
        Специально конструируемые учебные ситуации стимулируют интеллектуальное, творческое развитие студента, активизируют осмысление и усвоение компьютерных знаний, пробуждают мотивацию и инициативу обучающихся, постепенно превращая компьютер в жизненно важный инструмент как учебы, так и будущей профессиональной деятельности. Эффективность описанного метода подтверждается сравнительно высокими оценками, получаемыми по результатам практикума, а также по другим связанным дисциплинам. В силу относительной новизны проблема адаптации студентов к системе информатизируемого высшего профессионального образования должна послужить предметом дальнейших исследований.
Hosted by uCoz