Мотульский Р.С.
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И 
КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОБЩЕНАУЧНОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

 
        Взаимоотношение дисциплин, обязательных к изучению всеми студентами, и выбираемых студентами самостоятельно, давно является одной из дискуссионных проблем высшей школы.
Сторонники «консервативного» подхода считают, что студенты пока недостаточно знают сферу своей будущей деятельности, часто ориентируются на ложные ценности и не в состоянии самостоятельно определить необходимые для изучения дисциплины. Поэтому перечень дисциплин должен полностью определяться специалистами, т.е. профессорско-преподава-тельским составом вуза, и их изучение является обязательным.
        Сторонники «радикального» подхода считают – студент сам выбрал будущую профессию, тратит на ее изучение собственные средства, время и вправе самостоятельно выбирать дисциплины, формирующие у него необходимые знания, умения и навыки для успешной профессиональной карьеры и материального благополучия. При этом студенту должна быть предоставлена максимальная свобода выбора, а преподавателю отводится роль консультанта в формировании индивидуального учебного плана.
Сторонникам ни одного из подходов не удалось добиться абсолютной победы. Образовательные системы разных стран базируются на компромиссных решениях, сочетающих элементы двух подходов с преобладанием одного из них. Так, в учебных планах советских времен курсы по выбору или вовсе не значилась, или им отводилась второстепенная роль, и реально они подменялись обязательными дисциплинами. Вместе с тем учебные планы содержали дисциплины специализации, т.е. фактически пакет курсов по выбору, выбираемый студентом при поступлении в вуз.
        Кафедра библиотековедения и научной информации Ягеллонского университета (Польша), наоборот, отказалась от выделения специализаций в процессе подготовки кадров. Решение базировалось на итогах исследования факторов, влияющих на трудоустройство молодых специалистов. В результате их анализа сотрудники кафедры пришли к выводу, что выбранная в университете специализация (публичные или научные библиотеки) фактически не имеет никакого значения при выборе будущего места работы. Поэтому вместо специализаций был значительно расширен спектр курсов по выбору. Сейчас из примерно 2000 учебных часов полного курса университетской подготовки по специальности «Библиотековедение и научная информация», около 900 приходится на дисциплины по выбору.
К числу дисциплин по выбору относятся не только специальные, но и общенаучные дисциплины. Студенты самостоятельно выбирают тот или иной курс из предложенного перечня. Курс читается, если на него записалось более 9 человек. Каждая из дисциплин по выбору имеет свой вес, к окончанию обучения студент должен набрать 51 балл.
        В учебном плане Высшей школы библиотековедения и информатики в Штутгарте (Германия) все дисциплины объединены в два блока: обязательные и по выбору. Если первые предполагают, как правило, теоретическое изучение, то вторые направлены на реализацию студентами практических проектов и изучаются в течение последних семестров. Дисциплины по выбору составляют 27% бюджета учебного времени, что позволяет обеспечить выпуск специалистов с общей базовой подготовкой, но с совершенно разным набором последующих специальных дисциплин. Подобные специалисты, объединенные в библиотечно-информацион-ных учреждениях в рабочие группы, способны предлагать неординарные пути решения текущих и стратегических задач.
        При формировании новых учебных планов расширен блок курсов по выбору на нашем факультете. В циклы социально-экономических и специальных дисциплин были включены блоки курсов по выбору студентов. Курсы по выбору этого цикла объединены в 3 группы: общегуманитарные, психолого-педагогические и филологические. Студент должен выбрать из каждой группы не менее одного курса объемом в 50 часов. Курсы по выбору цикла специальных дисциплин объединены в 4 группы: библиотековедение, библиографоведение, информатика и межпредметные дисциплины, из которых студент тоже должен выбрать не менее одного курса из каждой группы по 50 часов каждый.
У студентов факультета появилась возможность наряду с изучением обязательных дисциплин выбирать минимум 7 курсов общим объемом не менее 350 часов. Однако при широком внедрении в учебный процесс курсов по выбору мы столкнулись со следующими проблемами:
    1) необходимость разработки новых курсов и модернизация действующих;
    2) неравномерное распределение учебной нагрузки среди преподавателей и кафедр (перераспределение в результате свободного выбора студентами более «либеральных» преподавателей и преподавателей, читающих более приземленные, прагматические курсы);
    3) увеличение общего объема часов по факультету и перерасход фонда заработной платы;
    4) резкое увеличение потребностей в аудиторном фонде;
    5) проблемы диспетчеризации, появление «форточек» и «накладок» у студентов и преподавателей.
        Перечисленные недостатки с лихвой компенсируются полученными положительными эффектами:
    а) увеличением мотивации интереса студентов при изучении общенаучных и специальных дисциплин;
    б) активизацией учебно-методической и научно-исследовательской деятельности преподавателей;
    в) увеличением реальных контактов между ФБИС и библиотечно-информационными учреждениями республики;
    г) практической реализацией учебных проектов;
    д) формированием штатов библиотек республики специалистами с базовой университетской специальной подготовкой и широким спектром разнообразных знаний, способных принимать нетрадиционные решения в традиционных ситуациях;
    е) улучшением качества и привлекательности библиотечно-информа-ционного образования и повышением престижа ФБИС БУК.
 
Hosted by uCoz