Лю Чин-Фэнь
ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ В УХАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

        Датой рождения библиотечного образования в Китае принято считать 1913 г. На начальном этапе своего существования обучение строилось по 4-летнему учебному плану. С 1949 по 1979 г. подготовка библиотечных кадров велась только на двух факультетах – при Пекинском и Уханском университетах. В настоящее время в Китае существует 52 университета, при которых имеются факультеты библиотековедения.
        Старейший библиотечно-информационный институт – Уханский университет. Он был организован на основе библиотечного отдела ВэньХуанского университета Учана, основанного в 1920 г. В 1929 г. он был переименован в спецшколу ВэньХуанской библиотеки Учан, которая в 1953 г. вошла в состав Уханьского университета и стала самостоятельным отделением библиотековедения. В 1956 г. оно преобразовано в факультет библиотековедения. 
        В 1984 г. при университете создан институт библиотековедческой информации. В нем имеются 4 факультета: библиотековедения, научно-технической информации, архивоведения и издательского дела. Введены такие специальности, как: управление информацией ЭВМ, управление международно-экономической информацией, книжными издательствами, информационными данными, информационным имуществом и др. В институте функционирует  два докторских совета и два комитета по магистратуре – библиотековедению, архивному делу, информатике. Сложилась система образования по разным ступеням подготовки специалистов информационного профиля. 
Институт – член ИФЛА с начала 80-х гг. Он ведет научный обмен с университетами Америки, Англии, Германии, Японии, Канады, Южной Кореи. Каждый год в институт приезжают иностранные ученые-стажеры. Одновременно институт посылает преподавателей за границу на стажировку и международные конференции. 
        Институт обладает благоприятными условиями для обучения. Его общая полезная площадь составляет 5000 кв. м. Имеются центральная лаборатория и читальный зал (200 кв. м), лаборатория ПЭВМ, лингафонный кабинет, лаборатория мультимедийных технологий, лаборатория микрографии и др. Фонд библиотеки составляет более 8 тыс. экз. на китайском языке, 2 тыс. на иностранных языках, более 3 тыс. различных журналов на  китайском языке, 126 журналов на иностранных языках. 
        Ныне в институте 100 преподавателей и служащих: 21 профессор, 30 доцентов, 17 старших преподавателей, 2 ассистента.
Преподаватели института создали более 100 учебников по разным  предметам, 36 из них составлены по поручению Государственного комитета просвещения. Институт участвует в 60 различных государственных проектах министерства образования и других ведомств. Преподавателями и научными работниками написано и переведено более 80 книг, выпущено более 2 тыс. научных статьей. 
        С 1977 г. институт подготовил всего 1800 студентов. Теперь в нем учатся 450 студентов. Система подготовки кадров во многом похожа на российскую, хотя имеют место и элементы американской системы. Подготовка магистров, например, в области медицинской информации осуществляется на протяжении 5 лет и предполагает изучение медицинской проблематики на первых трех годах обучения и собственно библиотечно-профессиональной – на двух последующих курсах. 
        При желании студент получает еще и степень бакалавра гуманитарных или технических наук. Для этого необходимо дополнительно сдать экзамены по иностранному языку и по компьютерным технологиям. Обязательный набор дисциплин, необходимый для получения соответствующего диплома, составляет 40 наименований: библиотековедение, индексирование и классификация, каталогизация и библиографоведение, информационные ресурсы, автоматизация библиографического поиска, обслуживание специалистов, управление библиотеками, учреждениями информации и др.
        Знакомство с российской системой библиотечного образования позволяет найти общие и специфические черты, наметить пути взаимообмена и сотрудничества в области подготовки библиотечных и информационных кадров Китая и России.
Hosted by uCoz