Ключенко Т.И.
МАТЕМАТИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        Сегодня действительность приобретает, а во многих средах уже приобрела, новое математизированное (компьютеризированное и информатизированное) измерение. В этой ситуации осмысление роли математизации предполагает современный более глубокий анализ ее сущности, природы и оснований, и исходя из них, в частности, понимание перспектив математизации в библиотечно-библиографической деятельности и образовании. Под математизацией понимается процесс внедрения и использования математики и ее методов, возрастания роли новых математических форм и методов внутри библиотечно-библиографических наук в решении задач как в сфере теории, практики, так и в сфере образования.
        Внедрение в практику преподавания непрерывной программы математического образования студентов было предпринято на библиотечно-информационном факультете Казанской государственной академии культуры и искусств. Ее исходные положения – способ мышления, основанный на понятиях и терминах математики, при условии органичной встроенности курса математики и связанных с ним спецкурсов в учебный процесс на всех ступенях библиотечного образования – могут стать важным фактором совершенствования подготовки библиотечных специалистов.
        С этой целью была осуществлена переориентация на интегрированное обучение – систему, в которой учебный процесс рассматривается как единое целое. Это потребовало преодолеть давно сложившиеся традиции, когда взаимосвязь между отдельными предметами в процессе обучения осуществлялась на уровне иллюстраций применяемости того или иного метода к тому или иному объекту без анализа существа взаимосвязей между предметами. Поэтому внимание было сосредоточено на: 
        а) понимании концептуальных моментов математической теории, действии математических законов в реальной окружающей действительности;
        б) осознанности операций и приемов мыслительной деятельности, владения ими с использованием математических методов;
        в) умении производить рациональные действия, способности осуществлять перенос операций и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации и на любые процессы ББД.
        Основная цель программы математического образования студентов на факультете – воспитание математической культуры, которая включает в себя ясное понимание необходимости математической составляющей в общей библиотечно-библиографической подготовке, правильное представление о роли и месте математики в современной цивилизации и мировой культуре, умение логически мыслить и оперировать абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных соотношений при описании процессов комплектования фондов, обработки и передачи информации, при анализе спроса на информацию, при изучении информационно-потребительских ситуаций и т.д. При этом упор делается на необходимость учета принципиальных характеристик библиотечно-библиографи-ческого (гуманитарного) мышления.
        В результате проделанной работы была выработана тактическая линия преподавания – изложение материала осуществлялось на основе проблемно-аксиоматического метода. Большое внимание уделялось грамотной постановке задач на каждом этапе обучения, чтобы учесть разную степень довузовской подготовки студентов и распределения усилий между разными специальными курсами. Наличие учебного пособия «Математические методы библиотечной работы» и «Сборника задач по математическому моделированию информационно-библиотечных процессов» значительно облегчило внедрение системы математической подготовки студентов на факультете. Органическая увязка теоретических знаний с библиотечно-библиографической практикой особенно ярко проявилась в процессе выполнения курсовых и дипломных работ. Именно на этапе овладения знаниями студенты не только развивают логическое мышление, закрепляют представление о прикладной значимости  этих знаний и умение применять их на практике, но и успешно овладевают методологией работы в компьютерной среде.
Hosted by uCoz