Гаврилова Н.В.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

На пороге XXI века общество вступает в стадию информатизации, перехода от индустриального общества к информационному. Информация все более осознается как национальный ресурс, как товар большой стоимости и средство повышения конкурентоспособности.

Цель информатизации – это, во-первых, экономия материальных и трудовых ресурсов за счет развития информационных ресурсов; во-вторых, вхождение каждого человека в единое информационное пространство, повышение грамотности и уровня жизни населения; в-третьих, переход в новую социально-экономическую формацию.

Информатизация общества внесла существенные изменения в представления о социальных функциях библиотеки. Ведущее место отводится информационной функции. В связи с ростом информационных ресурсов в национальном и международном масштабе, развитием рынка информационных продуктов и услуг усиливается роль библиотечного специалиста как информационного посредника между документом и потребителем информации, как информационного менеджера, референта-аналитика, информационного консультанта.
Современный библиотечный специалист должен владеть приемами и процессами традиционной и автоматизированной обработки и переработки документальной информации, создания документографических информационно-поисковых систем, осуществления библиотечно-библиографичес-кой и информационной деятельности. Это обстоятельство ставит вопрос об интегрировании библиотечно-библиографического и информационного образования.

В целях расширения информационной подготовки библиотечных специалистов в соответствии с профилем специализации в программах высшего профессионального образования должны найти отражение такие курсы, как «Аналитико-синтетическая обработка документов» и «Аналитико-синтетическая переработка документальной информации», «Социальные коммуникации», «Информационная деятельность», «Информационно-библиографические ресурсы», «Информационно-библиографический маркетинг», «Документографические информационно-поисковые системы», «Компьютеризация библиотечно-библиографической и информационной деятельности», «Делопроизводство на базе ЭВМ», «Правовая защита информации» и др.

В целях информатизации высшего библиотечно-библиографического образования необходимо создавать в вузе научно-информационный, компьютерный и мультимедиа-центры, которые управляли бы процессами сбора, обработки, хранения и распространения информации с использованием электронной техники и служили базой практики для информационной подготовки библиотекарей-библиографов. Основа для создания таких центров созданы в Смоленском государственном институте искусств. В библиотеке вуза имеется выход в Интернет, создан компьютерный и библиотечный мультимедиа-центры, оборудованные современной компьютерной и множительной техникой, видео- и телекоммуникационной аппаратурой.

Hosted by uCoz