Абалимова Т.В., Водолазская А.Я.
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСКИ И ПРОБЛЕМЫ

        Современное библиотечно-библиографическое образование претерпело немало серьезных изменений. В вузах культуры как отклик на конъюнктуру рынка появилось много новых специальностей и специализаций. С одной стороны, это позитивная тенденция, с другой – просматривается скрытый отказ от традиционной профессии библиотекаря-библиографа. В правилах приема в вуз, где определен перечень модных, престижных названий (менеджер, маркетолог, социолог, референт-аналитик и др.), традиционно-звучащее название «библиотекарь-библиограф гуманитарного профиля» выглядит не конкурентоспособным. Безусловно, новые специализации нужны в библиотеках, но это отнюдь не означает, что профессия библиотекаря-библиографа универсального профиля себя исчерпала (подобное суждение можно встретить лишь в статьях молодых «реформаторов» библиотечного образования).
Как показывает опыт распределения выпускников нашего вуза, большая часть заявок приходится именно на них. Основные требования, предъявляемые к выпускникам сегодня со стороны библиотек, заключаются в следующем: солидная компьютерная подготовка, знание 2–3 иностранных языков, высокий общекультурный и профессиональный уровень.
        В данной ситуации более прагматичным является сочетание фундаментальной подготовки с углубленной специализацией на последнем курсе. Причем к определению специализаций можно было бы подходить с учетом ряда аспектов: рынка рабочих мест, призвания студентов, уровня их успеваемости и др. Это позволило бы решить и ряд нравственных задач, уберечь выпускников от стрессовых ситуаций невостребованных знаний, нереализованности их творческого потенциала и т.д. Подобное сочетание, закрепленное в учебных планах, будет и более экономичным: фундаментальная база исключила бы факт появления карликовых курсов, не обеспеченных ни методически, ни теоретически, требующих привлечения сил высокооплачиваемых специалистов.
Вместе с тем подготовка специалистов библиотечного дела сегодня невозможна без внедрения новых информационных технологий, которые должны пронизывать весь учебный процесс.
        Обширная компьютерная подготовка студентов осуществляется на специализациях, связанных с автоматизацией библиотечно-библиографи-ческих и информационных процессов. Компьютерное образование библиотекаря-библиографа универсального профиля большей частью ограничивается основами обработки документов для электронного каталога и поиска информации в нем, что явно недостаточно для работы в условиях не только научных, но и массовых библиотек.
        В ряде публикаций освещается опыт библиотек по созданию и использованию разнообразных электронных продуктов – путеводителей по библиотекам и книгам «золотого фонда», обучающих программ, развивающих игр, специализированных баз данных и других. Нельзя сказать, что вузы не откликаются на потребности практики, в них накоплен достаточно обширный опыт обучения студентов информационным технологиям, создания программных продуктов и методического обеспечения. Но, к сожалению, он остается достоянием отдельных институтов. Неоднократные попытки централизации сведений об их наличии (хотя бы на базе УМО) пока не дали конкретных результатов. Однако проблема сегодня не столько в информации о программных продуктах, сколько в их качестве и цене. И если Министерство общего и профессионального образования, Министерство культуры и УМО заинтересованы в подготовке специалистов мирового уровня, то они должны обратить внимание на обеспечение вузом всем арсеналом качественных, хорошо апробированных, а не доморощенных программных продуктов.
        Внедрение новых информационных технологий невозможно без системы повышения квалификации преподавателей. Педагоги всех, а не только узкоспециальных дисциплин должны знакомиться с различными обучающими и контролирующими системами, электронными учебниками, методами дистанционного обучения студентов и его методического обеспечения; под руководством опытных специалистов пытаться реализовать в электронном варианте свои идеи и разработки. Конечно, для этого нужны: хорошая техническая база, квалифицированные педагоги-методисты, время. Решить данную проблему без возрождения ФПК при ведущих отраслевых вузах Москвы или Санкт-Петербурга нельзя. Учитывая современную экономическую ситуацию, с одной стороны, и важность проблемы – с другой, Министерству культуры следует специально финансировать данное направление деятельности вузов и держать его под особым контролем.
Hosted by uCoz