Власак Р.
Концепции подготовки специалистов
с высшим образованием в области информации и
библиотечного дела,
принятые в Чешской Республике
Институт информационных
исследований и библиотековедения - ИИИБ (Ústav
informačních
studií
a knihovnictví
- ÚISK), созданный при философском
факультете Карлова университета в 1993 г. на базе одноименной кафедры, история
развития которой берет начало с 1927 г., - единственное в Чешской Республике
высшее учебное заведение, где представлены все формы высшего образования по
всему диапазону информационных специальностей, включая библиотечное дело и
библиотековедение. Высшим уровнем профессиональной подготовки является
аспирантура, дающая возможность получения ученой степени доктора по
специальности «информационные науки».
Подготовка специалистов в
ИИИБ ориентирована на современные концепции информатизации общества, в том
числе принятые Европейским Союзом (доклад «Европа и глобальное информационное
общество. Рекомендации Совету Европы», получивший известность как «доклад
Бангеманна»), а также сформулированные в докладах «Глобальные информационные
инфраструктуры» и «Информационные супермагистрали», представленных в 1994 г.
вице-президентом США А. Гором на конференции Международного
телекоммуникационного союза в Буэнос-Айресе. В полной мере при этом должны
использоваться отечественный опыт и традиции, прежде всего Карлова университета,
в 1998 г. отмечающего 650-летие со дня основания.
Структура и содержание
подготовки специалистов новой профессии определяются направлениями их
специализации, а именно:
а) документалистов,
профессионально знающих литературу и ее историю, в том числе специализирующихся
по направлениям, связанным с хранением, реставрацией и
библиотечно-библиографической обработкой документальных источников;
б) ведущих специалистов сети
публичных библиотек, являющихся территориальными центрами культуры и
рациональной организации досуга для граждан всех возрастных категорий, включая
специализацию по работе с детьми и молодежью;
в) ведущих работников
научных библиотек и информационных центров, разрабатывающих и использующих
системы предоставления информации в сфере научных исследований,
экспериментально-конструкторских разработок, дизайна, патентного дела,
стандартизации и метрологии.
г) специалистов
информационного менеджмента, обеспечивающих практические работы в организациях
и учреждениях всех типов и разновидностей, включая органы государственного
управления различного уровня, в качестве организаторов создания, предоставления
и использования источников информации, в том числе и баз данных, а также
способных вести независимую предпринимательскую деятельность в сфере информационной
индустрии.
Общим для всех названных
профилей специализации является ряд ключевых проблем, определяющих содержание
учебных программ, куда входят прежде всего:
а) современные требования к
информационным работникам в отношении предоставления конечному потребителю
оперативно и с высокой релевантностью всей имеющейся в «кибернетическом
пространстве» информации, включая, разумеется, доступные документы в их
традиционных формах;
б) умение организовать
работу с электронными источниками информации;
в) высокий профессиональный
уровень в работе со стандартными библиографическими описаниями документов;
г) обеспечение требований
защиты интеллектуальной собственности на основе знания информационного права,
все в большей мере ориентирующегося на электронные публикации, и связанных с
этим принципов информационной этики;
д) умение на высоком
профессиональном уровне комплектовать традиционные библиотечные фонды с
использованием новых технологий приобретения источников;
е) способность осуществлять
руководство библиотекой или информационным центром в условиях среды,
ориентированной на рыночную экономику.
Программы подготовки должны
непрерывно, оперативно и гибко учитывать изменения, являющиеся следствием
чрезвычайно быстрого развития современного информационного пространства - как
национального, так и глобального, общеевропейского и региона стран Центральной
и Восточной Европы.