Власак Р.

 

Концепции подготовки специалистов

с высшим образованием в области информации и

библиотечного дела,

принятые в Чешской Республике

 

Институт информационных исследований и библиотековедения - ИИИБ (Ústav informačních studií a knihovnictví - ÚISK), созданный при философском факультете Карлова университета в 1993 г. на базе одноименной кафедры, история развития которой берет начало с 1927 г., - единственное в Чешской Республике высшее учебное заведение, где представлены все формы высшего образования по всему диапазону информационных специальностей, включая библиотечное дело и библиотековедение. Высшим уровнем профессиональной подготовки является аспирантура, дающая возможность получения ученой степени доктора по специальности «информационные науки».

Подготовка специалистов в ИИИБ ориентирована на современные концепции информатизации общества, в том числе принятые Европейским Союзом (доклад «Европа и глобальное информационное общество. Рекомендации Совету Европы», получивший известность как «доклад Бангеманна»), а также сформулированные в докладах «Глобальные информационные инфраструктуры» и «Информационные супермагистрали», представленных в 1994 г. вице-президентом США А. Гором на конференции Международного телекоммуникационного союза в Буэнос-Айресе. В полной мере при этом должны использоваться отечественный опыт и традиции, прежде всего Карлова университета, в 1998 г. отмечающего 650-летие со дня основания.

Структура и содержание подготовки специалистов новой профессии определяются направлениями их специализации, а именно:

а) документалистов, профессионально знающих литературу и ее историю, в том числе специализирующихся по направлениям, связанным с хранением, реставрацией и библиотечно-библиографической обработкой документальных источников;

б) ведущих специалистов сети публичных библиотек, являющихся территориальными центрами культуры и рациональной организации досуга для граждан всех возрастных категорий, включая специализацию по работе с детьми и молодежью;

в) ведущих работников научных библиотек и информационных центров, разрабатывающих и использующих системы предоставления информации в сфере научных исследований, экспериментально-конструкторских разработок, дизайна, патентного дела, стандартизации и метрологии.

г) специалистов информационного менеджмента, обеспечивающих практические работы в организациях и учреждениях всех типов и разновидностей, включая органы государственного управления различного уровня, в качестве организаторов создания, предоставления и использования источников информации, в том числе и баз данных, а также способных вести независимую предпринимательскую деятельность в сфере информационной индустрии.

Общим для всех названных профилей специализации является ряд ключевых проблем, определяющих содержание учебных программ, куда входят прежде всего:

а) современные требования к информационным работникам в отношении предоставления конечному потребителю оперативно и с высокой релевантностью всей имеющейся в «кибернетическом пространстве» информации, включая, разумеется, доступные документы в их традиционных формах;

б) умение организовать работу с электронными источниками информации;

в) высокий профессиональный уровень в работе со стандартными библиографическими описаниями документов;

г) обеспечение требований защиты интеллектуальной собственности на основе знания информационного права, все в большей мере ориентирующегося на электронные публикации, и связанных с этим принципов информационной этики;

д) умение на высоком профессиональном уровне комплектовать традиционные библиотечные фонды с использованием новых технологий приобретения источников;

е) способность осуществлять руководство библиотекой или информационным центром в условиях среды, ориентированной на рыночную экономику.

Программы подготовки должны непрерывно, оперативно и гибко учитывать изменения, являющиеся следствием чрезвычайно быстрого развития современного информационного пространства - как национального, так и глобального, общеевропейского и региона стран Центральной и Восточной Европы.

 

Hosted by uCoz