Шевцик Е.А.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
БИБЛИОТЕКИ

        Маркетинговые исследования определяются как систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. В библиотечном менеджменте они становятся также неотъемлемым элементом всей системы управления, поскольку трансформируются в функцию, которая через информацию связывает руководство с читателями библиотеки, потенциальными группами пользователей, другими библиотеками, учреждениями культуры и информации, со всеми элементами внешней среды.
Анализ практики проведения маркетинговых исследований показал, что наиболее часто осуществляется изучение поведения пользователей, их потребностей и запросов, всех элементов маркетинга на широком фоне характеристик культурной среды региона. Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка библиотечно-информационных услуг», потому логику проведения маркетинговых исследований предопределяют требования потребителей, а не уже сложившаяся система библиотечного обслуживания.
Маркетинговые исследования вместе с маркетинговой разведкой и подсистемой поддержки решений образуют маркетинговую информационную систему (МИС), которая, в свою очередь, является частью управленческой информационной системы.
        В отличие от маркетинговой разведки (постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды, получаемой из специальной печати, в результате бесед с читателями), маркетинговые исследования предполагают сбор и анализ данных по конкретным ситуациям, с которыми библиотека сталкивается во внешней среде. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных проблем в комплектовании или обслуживании, на основе использования специальных методов сбора и обработки данных. Различают качественное исследование как зондаж того или иного явления, получение предварительной информации необходимой для выявления проблем, выдвижения гипотез, установления приоритетов решаемых задач. 
        Качественным исследованиям всегда сопутствуют психологические моменты: чувства, реакция людей на ту или иную услугу. В связи с этим среди методов таких исследований преобладают учитывающие различные личностные характеристики: работа сфокусированных групп, изучение мнений экспертов, анализ конкретных ситуаций, проекционный метод.
        Количественные и качественные методы дополняют друг друга в общем процессе маркетинговых исследований, где качественный подход составляет первый шаг, а по его результатам определяются направления количественных исследований, в ходе которых просчитываются варианты. Качественные методы служат инструментом формирования идей, а количественные – средством проверки их жизненности. 
К числу инновационных информационных систем относится мониторинг, применяемый как средство для определения потребности в маркетинговых исследованиях. Главная цель мониторинговой подсистемы – предоставление руководству оперативной информации о работе, что позволяет оценить степень соответствия реального функционирования конечным целям, влияние принимаемых государственных и местных постановлений на уровень жизни населения, проследить изменения системы ценностей и стиля жизни людей. В мониторинге используются традиционные контрольные системы библиотеки или прямые наблюдения, может быть задействована также и мониторинговая информационная система. Независимо от типа используемой мониторинговой системы она направлена на поиск признаков, характеризующих уровень соответствия деятельности библиотеки объему, содержанию, структуре потребностей.
        Таким образом, маркетинговые исследования как важный информационный фактор позволяют руководству библиотеки принимать обоснованные решения, грамотно определять перспективы, устанавливать точный потребительский адрес, выделять коммерческие направления. Уровень маркетинговых исследований определяет эффективность не только внедрения маркетинга, но в целом всей деятельности библиотеки.
Hosted by uCoz