Андреева Н.Е.
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БИБЛИОТЕК

        Становление новых экономических методов хозяйствования, формирование информационного рынка, появление новых структурных подразделений в библиотеках, предоставление платных услуг предопределяют необходимость использования нового метода планирования информационной деятельности библиотек.
        С целью узнать, какие новые информационные услуги выполняют библиотеки, с помощью каких методов осуществляется управление их деятельностью, какие методы планирования и нормирования лежат в основе составления годовых планов деятельности библиотек, были опрошены 63 участника международных конференций «Крым-98» (г. Судак), «НТИ-97» (г. Москва), «Пути совершенствования государственной системы научно-технической информации» (г. Ташкент) и 1-го Международного конгресса «Информация и российское общество» (г. Москва), представляющие библиотеки России, Белоруссии, Казахстана, Украины и Узбекистана. Материалы пилотажного исследования оказались весьма представительными.
        На вопросы анкеты ответили преимущественно директора (49%), и заместители директоров библиотек (30%), т.е. наиболее квалифицированные в исследуемой области специалисты. Выяснилось, что большинство опрошенных составляют стратегические (перспективные), годовые и эпизодические (тематические) планы работ. Некоторые составляют также квартальные и месячные планы деятельности библиотек.
        Нормирование информационных процессов – одна из важнейших проблем планирования, поэтому ей уделено особое внимание в анкете. Материалы исследования показали, что большинство опрошенных используют при составлении годовых планов работы сразу несколько методов нормирования. Предпочтение отдается аналитически-расчетному методу, его кладут в основу все респонденты.  40% опрошенных устанавливают нормы на основе отчетных данных предыдущего года и личного опыта. Только 9% библиотек используют собственные нормы, установленные на основе хронометражных наблюдений. По-видимому, это связано с тем, что у большинства работников библиотек нет реальной возможности самостоятельно разрабатывать нормы времени, в то время как необходимость в них большая. Ведь использование новых информационных технологий, обслуживание читателей на платной основе способствовало появлению новых информационных продуктов и услуг, не отраженных в существующих нормативах времени. Более того, существующие нормативы содержат усредненные, а не реальные затраты времени на выполняемые информационные процессы, не позволяя учесть квалификацию работников библиотек и имеющиеся у библиотек информационные ресурсы.
        Большое значение для процесса планирования имеет выбор методов планирования. От них во многом зависит качество составления планов работы библиотек. С целью определить, как осуществляется процесс годового планирования, что является основой плана, его исходными позициями, был поставлен вопрос «Какие источники Вы используете при составлении годового плана работы?». Результаты опроса свидетельствуют, что основное внимание при разработке планов уделяется изучению планов-отчетов за прошлые годы (100%) и нормированию информационных процессов (100%). Затем следуют материалы по обмену опытом работы библиотек (68%), профессиональная пресса (68%), рекомендации методических центров (9%) и т.д. Таким образом, используется метод планирования «от достигнутого».
Появление новых структурных подразделений, использование современных информационных технологий, предпринимательская деятельность позволили библиотекам предоставить читателям новые информационные услуги. Мы постарались выяснить, какие новые информационные услуги пользуются наибольшим спросом у потребителей информации. Материалы исследования позволяют сделать вывод, что на первом месте – аналитические справки, на втором – индивидуальные базы данных (на дискетах) и дайджесты, на третьем – пресс-досье. 32% библиотек осуществляет информационное обслуживание читателей с помощью международной сети Интернет, 30% – используют правовую машиночитаемую базу данных «Консультант-Плюс», 5% – «Парус», 14% – предоставляют электронные каталоги своих библиотек через сеть Интернет.
        Проведенное исследование показало, что большинство библиотек недостаточно использует бизнес-планирование. Только 18% респондентов считают проведение маркетинговых исследований одним из важнейших направлений совершенствования планирования информационной деятельности библиотек. Полагаем, использование маркетингового метода планирования информационной деятельности библиотек позволит рыночно ориентировать производство информационных продуктов и услуг, обеспечит их стабильное присутствие на информационном рынке.
Hosted by uCoz