Пранулис Ю.В.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ МАРКЕТИНГОВЫХ МЕТОДОВ
УПРАВЛЕНИЯ В ЦБС «КУНЦЕВО»

        90-е гг. двадцатого столетия внесли кардинальные изменения во все сферы жизни российского общества. Новая экономическая реальность создала парадоксальную ситуацию для отечественных библиотек: будучи некоммерческими по своей сути, государственные бюджетные библиотечные учреждения активно включились в систему рыночных отношений. Внедрение нового хозяйственного механизма, расширение границ самостоятельности библиотек, коренная перестройка централизованного руководства российской политики в области культуры, корректировка прежних социальных ориентиров и приоритетов обусловили применение маркетинговой концепции управления. 
Библиотечный маркетинг, ставший основой стратегии функционирования библиотеки в современных условиях, сформировал новое библиотечное мышление. Сегодня термин «маркетинг» уверенно вошел в профессиональную лексику библиотечных работников и не вызывает удивления, предубеждения, страха, которые наблюдались еще несколько лет назад. Содержание термина претерпело изменение: от внедрения платных услуг до маркетинговой концепции управления библиотекой. В условиях экономической самостоятельности, которой сегодня обладают библиотеки, трудно переоценить значение маркетинговой концепции для совершенствования библиотечного дела, привлечения в библиотеку новых пользователей и квалифицированных работников.
        В 1993 г. в ЦБС «Кунцево» был организован отдел библиотечного маркетинга, приступивший к реализации маркетинговой программы информатизации деятельности библиотек ЦБС. С этого времени в библиотечную практику ЦБС стали активно внедряться маркетинговые методы управления.
        Библиотечный маркетинг объединил возможности библиотек ЦБС «Кунцево» по подготовке библиотечной продукции и услуг с возможностями их реализации на рынке. В своей работе библиотеки ЦБС определяют маркетинг библиотечной продукции и услуг как систему комплексного изучения спроса в целях организации и управления библиотечной деятельностью. Главная цель, которую ставят перед собой библиотеки ЦБС «Кунцево» – повышение эффективности функционирования библиотеки, максимальная ориентация на удовлетворение потребностей пользователей в библиотечной продукции и услугах.
        Основой стратегии, разработанной в ЦБС «Кунцево», стало маркетинговое исследование. В своей деятельности отдел библиотечного маркетинга ЦБС использует различные виды маркетингового исследования.
        Важнейшей функцией управленческих структур библиотечных учреждений является составление перспективных планов развития. План маркетинга является составной частью общего библиотечного плана. Он занимает важное место в маркетинговой концепции управления библиотекой. Именно план маркетинга является завершающим этапом исследовательской фазы и основным результатом следующей фазы реализации маркетинговых подходов в управлении. План, принимаемый в библиотеках ЦБС «Кунцево», отражает задачи, которые она поставила перед собой и служит руководством для библиотек ЦБС в осуществлении их подходов к рынку. Он обеспечивает координацию действий всех сотрудников, участвующих в этом процессе, определяет функции каждого подразделения, и информирует библиотекарей о направлениях и задачах деятельности. План маркетинга также играет важную роль при оценке достигнутых результатов. Поэтому маркетинговое планирование – это настоящий рабочий инструмент управления библиотекой.
        Используя маркетинг как метод управления, при помощи финансовых и кадровых ресурсов библиотека достигает большей эффективности в своей работе. Публичная библиотека сегодня может и должна играть важную роль в современном информационном обществе. Именно маркетинговый подход может обеспечить реальные шансы на выживание и процветание библиотек.
Hosted by uCoz